Студия кройки и шитья ШИК

Пояснительная записка
Рабочая программа студии кройки и шитья «ШИК» разработана в соответствии с
• Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании»(Федеральный закон ФЗ№273);
• Приказом
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным об
щеобразовательным программам";
• Письмом Министерства образования и науки РБ от 08.12.2015 02-17/4037 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
• СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 № 189;
• Уставом Учреждения.
Вид программы – модифицированная. Дополнительная общеобразовательная программа
кройки и шитья «ШИК» разработана на основе
- пособия для руководителей кружков школьных и внешкольных. /Л.П Чижикова Кружок
конструирования и моделирования одежды, М. Просвещение, 2011
-сборника программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура
быта. Программа «Конструирование и моделирование одежды» - М.: Просвещение, 2012
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
студии кройки и шитья «ШИК»: художественная
Научиться шить своими руками мечтают абсолютно все женщины, начиная от
пятилетней девочки, которая только начинает ходить в детский сад и уже мечтает о том,
чтобы шить своими руками одежду для своих кукол и заканчивая семидесятилетней
бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы также своими руками шить
одежду, но уже для своей внучки. Получается такой вот круговорот одежды, сделанной
собственноручно в природе. Самое сложное в этом всем процессе понять, что ты можешь, что
ты должна, что ты научишься шить, и здесь нет ничего сложного.
В современном мире детская мода уже приобрела статус «значимой» и оказывает такое
же влияние, как и взрослая. Тем более, одежда ручной работы считается очень модной и
ценной, так как она обычно абсолютно уникальна.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки
моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет
самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится
одеваться сам и одевать других без лишних затрат, способствует развитию эстетического
вкуса учащихся, развивает творческое начало через художественное моделирование,
специальных умений (выкройки, пошива, обработки тканей и др.). Не каждый сможет стать
швеей, модельером, но каждому человеку необходимо в жизни выработать критерии
«Красоты» в выборе одежды.
Обучение по данной программе дает возможность продемонстрировать свои умения и
навыки в изготовлении творческих коллекций, авторских композиций и их презентации на
фестивале «Радуга талантов», выполнении проектов, участие в олимпиаде по технологии.
Цель программы:
Создание условий для развития мотивации детей к творчеству приобщение детей к духовным
и культурным ценностям через увлечение модной индустрией, посредством моделирования,
конструирования и технологии изготовления одежды.

Формирование у детей практических умений и навыков в технологии изготовления швейных
изделий.
Задачи программы:
Обучающие:
Первый год обучения:
- научить определять натуральные ткани;
- научить измерять фигуру;
- научить ориентироваться в силуэтах, стилях;
- научить выполнять ручные и машинные работы;
- научить работать на швейной машине;
- научить строить основу чертежа прямой юбки;
- научить моделировать не сложные модели юбок;
- научить работать с журналами мод;
- освоить поузловую технологическую обработку юбки.
Второй год обучения:
- научить самостоятельно определять виды ткани;
- научить строить основу плечевого изделия;
- научить конструировать воротники;
-научить основам технического конструирования и моделирования одежды (плечевого
изделия);
- научить работать с журналами мод (читать чертежи);
- освоить поузловую технологическую обработку плечевого изделия.
Третий год обучения:
- научить самостоятельно выполнять эскиз будущих моделей и воплощать задуманное (от
эскиза до отшитой модели);
- научить самостоятельно подбирать ткань к фасону;
- научить работать с журналами мод (подбирать модели по своей фигуре и вносить изменения
в выкройках);
- научить строить чертежи;
- научить моделировать, шить качественно, создавать рациональный гардероб;
- научить самостоятельно изготовлять, то есть отшивать модели;
Общие развивающие задачи:
- развитие художественного вкуса;
- развитие объемного восприятия, масштабности, соразмерности и применение этих качеств в
процессе работы;
- развитие культуры общения в коллективе.
Общие воспитательные задачи:
- воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, бережливости, трудолюбие,
терпение, стремление к красоте и желание ее создавать);
- воспитание отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
- выработка адекватной самооценки;
- формирование толерантного отношения к другой культуре;
- формирование таких личностных качеств как трудолюбие, целеустремленность, стремление
к постоянному самообразованию.
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
образовательной
программы:
Данная программа раскрывает все особенности и тонкости индивидуального пошива,
моделирования и конструирования одежды, дает представления об истории
моды,
модельерах, стилях одежды и, самое главное, воспитывает чувство стиля и красоты.
Каждый ребенок стремится быть уникальным, тем более девочки, а навыки моделирования,
конструирования и технологии изготовления одежды, полученные на занятиях, дадут
возможность детям шить любые изделия, а некоторым из них определиться с будущей
профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка.

Девочки обучаются навыкам моделирования и конструирования не только по схемам,
опубликованным в журналах по рукоделию, но и самостоятельно создавать эскизы, чертежи
выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры.
Возраст учащихся, которым адресована программа
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических
особенностей детей среднего и старшего подросткового возраста. Программа рассчитана на
детей от 12 до 16 лет;
Принимаются все желающие с разным уровнем способностей. Поэтому, при работе с детьми
следует активно использовать индивидуально-групповой подход. Для успешной реализации
программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 8 до
10 человек. Занятия по программе проводятся с объединением детей разного возраста
Сроки реализации программы, этапы. Дополнительная общеобразовательная программа
«ШИК» рассчитана на три года обучения - 306 часов. Занятия по программе проводятся:
первый год обучения: всем объединением – один раз в неделю по три академических часа- 102
учебных часа в год; второй год обучения: всем объединением – один раз в неделю по три
академических часа- 102 учебных часа в год;
третий год обучения: всем объединением и индивидуально – один раз в неделю по три
академических часа.
Формы проведения учебных занятий:
По содержанию: программа кружка носит практико-ориентированный характер и направлена
на овладение учащимися основным приёмам в технологии изготовления одежды, а так же,
выполнение самостоятельной работы, выставки, творческие отчеты.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу первого года обучения по данной программе учащиеся будут:
- определять натуральные ткани;
- снимать мерки;
- ориентироваться в силуэтах, стилях и направлениях моды;
- работать на швейной машине;
- строить основу чертежа прямой юбки;
- моделировать не сложные модели юбок;
- начинать работать с журналами мод;
- выполнять поузловую технологическую обработку юбки.
К концу второго года обучения по данной программе учащиеся будут:
- определять виды ткани;
- строить основу плечевого изделия;
- конструировать воротники;
- владеть основами технического конструирования и моделирования одежды (плечевого
изделия);
- выполнять поузловую технологическую обработку плечевого изделия.
К концу третьего года обучения по данной программе учащиеся будут:
- строить чертежи;
- моделировать и шить качественно, создавать рациональный гардероб.
- научатся самостоятельно выполнять эскиз будущих моделей;
- научатся самостоятельно отшивать выбранные модели.
- научатся самостоятельно подготавливать изделия или композицию на выставку.
Результативность обучения по данной программе определяется в форме устных опросов,
визуальной оценки педагогом готового изделия и оценивается по трехбалльной системе –
«удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
Критериями оценки знаний учащихся являются:
Первый год обучения:
- умение определять виды тканей;

- умение снимать мерки;
- умение ориентироваться в силуэтах, стилях;
- умение выполнять ручные и машинные работы;
- умение работать на швейной машине;
- умение строить чертежи юбок;
- умение работать с журналами мод;
- знание поузловой технологической обработки.
Критерий

Условия оценки знаний и умений
Удовлетворительно

Умение определять
виды тканей
Умение снимать
мерки
Умение
ориентироваться в
силуэтах, стилях
Умение выполнять
ручные и машинные
работы
Умение работать на
швейной машине
Умение строить
чертежи юбок
Умение работать с
журналами мод
Знание поузловой
технологической
обработки

С трудом определяет
виды
Знает основные
мерки, но не умеет
снимать
Ориентируется
только в силуэтах
Выполняет под
руководством
педагога
Путает
последовательность
заправки
Строит только под
Руководством
педагога
Работает под
руководством
педагога
Выполняет под
руководством
педагога

Хорошо
Знает не в полном
объеме
Несколько мерок
снимает с помощью
педагога
Путается в стилях,
знает не в полном
объеме
Проявляет
самостоятельность
при выполнении
определенных работ
Использует знания
не в полном объеме
Знает не все формулы
Требуется частичная
помощь
Проявляет
самостоятельность
при выполнении
определенных работ

Отлично
Определяет
самостоятельно
Самостоятельно
снимает мерки
Правильно
определяет силуэты,
не путается в стилях
Правильно и
самостоятельно
выполняет
самостоятельно
работать на
швейной машине
Строит
самостоятельно
Самостоятельно
снимает выкройки
Использует знания в
полном объеме

Второй год обучения:
- умение самостоятельно подбирать ткань к фасону;
- умение строить чертежи;
- умение конструировать воротники;
- знание основ технического конструирования и моделирования одежды;
- умение работать с журналами мод;
- знание поузловой технологической обработки.
Критерий

Условия оценки знаний и умений
Удовлетворительно

Умение
самостоятельно
подбирать ткань к фасону
Умение строить
чертежи

Подбирает ткань
только с помощью
педагога
Строит под
руководством

Хорошо
Требуется
небольшая
помощью педагога
Знает все формулы

Отлично
Самостоятельно
подбирает ткань
Строит
самостоятельно

педагога
Умение
конструировать
воротники
Знание основ
технического
конструирования и
моделирования
одежды
Умение работать с
журналами мод
Знание поузловой
технологической
обработки

Выполняет с
помощью педагога
Выполняет с
помощью педагога

Работает
с
помощью
педагога
Выполняет только
под руководством
педагога

Не использует
знания в полном
объеме
Не использует
знания в полном
объеме

Самостоятельно
выполняет

Требуется
частичная помощь

Самостоятельно
снимает выкройки

Проявляет
самостоятельность
при выполнении
определенных работ

Использует знания в
полном объеме

Знает в полном
объеме и выполняет
самостоятельно

Третий год обучения:
- умение выполнять эскизы будущих моделей;
- умение самостоятельно подбирать ткань к фасону;
- умение работать с журналами мод;
- умение строить чертежи;
- знание основ конструирования и моделирования одежды;
- знание поузловой технологической обработки.
Условия оценки знаний и умений
Критерий
Удовлетворительно

Хорошо

Умение выполнять
эскизы будущих
моделей

Выполняет только с
помощью педагога

Самостоятельно
выполняет эскиз

Умение
самостоятельно
подбирать ткань к
фасону
Умение работать
с журналами мод
Умение строить
чертежи

Нуждается в
помощи
педагога

Проявляет
самостоятельность
при выполнении
эскизов
Знает, но не
использует знания в
полном объеме
Требуется
частичная помощь
Знает не все
формулы

Самостоятельно
снимает выкройки
Самостоятельно
строит

Знает, но не
использует знания в
полном объеме

Знания использует в
полном объеме

Проявляет
самостоятельность
при выполнении
определенных работ

Использует знания в
полном объеме

Знание основ
конструирования и
моделирования
одежды
Знание поузловой
технологической
обработки

Работает с помощью
педагога
Только под
руководством
педагога
Выполняет с
помощью педагога
Нуждается в
помощи
педагога

Отлично

Самостоятельно
подбирает

Формы контроля освоения программы: текущий контроль и промежуточная аттестация
Формы контроля:
текущий контроль:
- устный опрос;

- наблюдение;
- тренинги;
- тестовые задания.
Промежуточная аттестация:
-зачет
- творческая работа;
- выставка творческих работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/
п

Название
разделов и тем

1.

Вводное
занятие.
Инструктаж по
охране труда и
противопожар
ной
безопасности.
Материаловеде
ние.
Машиноведен
ие.
Обслуживание
швейных
машин.
Технология.
Конструирован
ие и
моделирование
.
Основы
сценического
дефиле
Основы
современного
декора
в
одежде.
Экскурсии и
беседы
на
эстетические и
профессиональ
ные темы

2
3
4

5
6

7

8

9

Итого:

Количество часов
Первый год
обучения
теор практи
ия
ка
2
-

Второй год
обучения
теор практи
ия
ка
1
-

Третий год
обучения
теор практи
ия
ка
1
-

Все
го

Формы
аттестации/конт
роля

4

Текущий

3

5

1

-

1

2

12

Текущий

3

3

2

2

-

2

12

Текущий

-

2

-

-

-

-

2

Текущий

10
4

56
8

10
2

56
12

8
4

54
14

194
44

-

2

-

1

-

1

4

Текущий
Текущий
дефиле,
выставки,
конкурсы
Текущий

-

-

2

4

2

4

12

Текущий

-

4

-

9

-

9

22

Промежуточная
аттестация
«Весенний
фестиваль
детского
творчества»

80

18

78

16

86

306
306

22
102

102

102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения
1. Вводное занятие, 2 часа.
Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Знакомство с
инструкциями по охране труда при работе: с тканью, с электрическим утюгом, на швейной
машине, с ручными инструментами. План работы на первый год обучения.
Знакомство с кабинетом, организация рабочего места за швейными машинами и за
раскройным
столом.
Оборудование
кабинета.
Инструменты
и
оборудование.
Организационные вопросы.
2. Материаловедение, 8 часов.
Теоретические занятия, 3часа.
Натуральные ткани: Х/Б, льняные, шерстяные, шелковые ткани. Основные понятия:
натуральные ткани растительного происхождения (лен, хлопок); животного происхождения
(шерсть); белкового происхождения (натуральный шелк). Понятия: фактура, волокнистый
состав ткани, блеск, колорит или цветовая гамма, переплетение нитей, нить основы и утка.
Практические занятия, 5 часов.
Изготовление альбомов с образцами тканей растительного происхождения (хлопок и лен);
животного происхождения (шерсть); белкового происхождения (натуральный шелк).
Распознавание тканей на ощупь, по блеску, по запаху, по характеру горения, обрыву нити с
образцами натуральных тканей и сравнивание с синтетическими или искусственными
тканями.
3. Машиноведение, 6 часов.
Теоретические занятия, 3 часа.
История возникновения, развития и совершенствования швейных машин. Швейная машина.
Основные понятия: швейная машина с ручным, ножным, электрическим приводом, строчка,
стежок, зигзагообразная строчка.
Практические занятия, 3 часа.
Заправка верхней и нижней нитей. Работа на швейных машинах. Выполнение образцов
машинных работ.
4. Обслуживание швейных машин, 2 часа.
Практические занятия, 2 часа.
Регулировка и смазка швейной машины. Упражнения в устранении неполадок (неправильно
заправлена верхняя или нижняя нить). Смазка швейной машины по схеме.
5. Технология,66 часов.
Теоретические занятия, 10 часов.
Терминология ручных, машинных операций, ВТО работ. Изготовление простейшего сувенира.
Технология изготовления поясного изделия. Технология изготовления плечевого изделия.
Технология изготовления летнего сарафана.
Основные понятия: эскиз модели, пропорции фигуры и возраста, назначения сарафана.
Рекомендации по выбору тканей (Х/Б, шерстяных и др.). Норма расхода материала на изделие.
Обмер фигуры, снятие мерок подготовка лекал: основных и мелких.
Практические занятия, 56 часов.
Выполнение ручных, машинных и ВТО операций. Подбор тканей и декоративная отделка,
раскрой, пошив салфетки, футляра для телефона, сувенира, прихватки. Раскрой поясного
изделия. Раскрой плечевого изделия. Раскрой сарафана.
Работа с журналами мод. Обмер фигуры, снятие мерок. Определение нормы расхода ткани на
изделия с учетом н.основы, длины изделия, фасона, рисунка ткани и т.д. Снятие мерок,
подготовка лекал к раскрою. Подготовка ткани к раскрою (декодирование). Раскладка лекал
на ткани, обмеловка, раскрой. Технологическая обработка изделия с учетом всех поузловых
узлов и ВТО изделия, три примерки изделия (изменения с учетом прилегания изделия),
уточнения вытачек (длины и раствора). Поузловая обработка деталей изделия, окончательная
ВТО изделия. Пришивание пуговиц. Просмотр готового изделия. Оценка качества работы.
Просмотр готового изделия. Оценка качества работы.
6. Конструирование и моделирование, 12 часов.

Теоретические занятия, 4 часа.
Основа композиции модели. Основные понятия: конструктивные линии, силуэт, покрой,
форма рукавов и т.п. Построение основы прямой юбки. Основные понятия: мерки, снятие
мерок, сетка чертежа. Техническое моделирование юбки. Три принципа моделирования:
1. Соответствие одежды внешнему и внутреннему облику человека.
2.Соответствие одежды ее назначению.
3. Соответствие используемого материала с учетом фактуры, структурной форме самого
материала.
По выбору. Рекомендации педагога:
- самостоятельно выполнить эскизы будущих работ.
- самостоятельно подобрать ткань для будущего изделия
-самостоятельно подобрать фурнитуру для будущей модели.
Повторный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
- обсуждение;
- обмен впечатлениями;
- просмотр педагогом выполненных эскизов.
Практические занятия, 8 часов.
Выполнение эскизов различных силуэтов (прямого, трапециевидного, овального) и
оформление работ в конспект. Выполнение эскизов приталенного силуэта и оформление работ
в конспект. Выполнение эскизов сложного фасона и оформление работ в конспект.
Построение основы прямой юбки:
- Снятие мерок и расчет данных по формулам.
- Построение сетки.
- Нанесение горизонтальных линий (линии талии, линии бедер, линии низа) обозначение
вертикальных линий (середины передней и задней части юбки, линии бокового среза).
- Построение заднего полотнища юбки.
- Построение переднего полотнища юбки.
- Оформление чертежа юбки. Моделирование юбки методом шаблона и графическим
способом.
7. Основы сценического дефиле, 2часов.
Практические занятия, 2часа.
Упражнения на выполнение правильного классического шага, правильного авангардного
шага, правильного спортивного шага.
8. Экскурсии, 4 часов.
Практические занятия, 4часа.
Экскурсии в ателье, в магазины «Ткани», «Колибри» и другие.
9. Итоговое занятие, 1 часа.
Подведение итогов работы за учебный год. Демонстрация моделей, оценка качества работы
самими учащимися. Поощрение лучших работ.
Задание-рекомендация на летние каникулы по выбору:
- самостоятельно выполнить эскизы будущих работ;
- самостоятельно подобрать ткань для будущего изделия;
-самостоятельно подобрать фурнитуру для будущей модели.
Второй год обучения
1. Вводное занятие,1 час.
Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
Знакомство с инструкциями по охране труда при работе: с тканью, с электрическим утюгом, а
швейной машине, с ручными инструментами. Знакомство с учебным планом второго года
обучения.
2. Материаловедение, 1 час.
2.1. Искусственные и синтетические ткани. Основные понятия: вискозные, ацетатные,
триацетатные, медно-аммиачные. Альбом с образцами тканей. Основные свойства тканей
искусственных и синтетических. Основные понятия и свойства искусственных и

синтетических тканей: геометрические, механические, физические, технологические,
оптические. Учет этих свойств в процессе изготовления швейных изделий.
Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по соответствующей теме.
2.2.Стиль одежды. Ткань как элемент стиля. Основные понятия: стиль в одежде, модные
тенденции и направлении.
3. Машиноведение, 4 часа.
Теоретические занятия, 2часа.
3.1. Классификация швейного оборудования. Специализированные швейные машины.
Станочный парк кабинета. Бытовые и промышленные швейные машины. Оверлоки и т.п.
3.2. Работа на оверлоке. Механизм и принцип работы оверлока. Принцип образования
обметочной петли и обметочного среза.
3.3. Приспособление малой механизации для бытовых швейных машин.
Практические занятия, 2 часа.
Заправка оверлока: горизонтального и вертикального петлителя и иголки. Умение
регулировать оверлок. Упражнение и выполнение образцов машинных работ и операций на
оверлоке.
Знакомство с приспособлениями, выполнение различных швов и операций.
4. Технология, 66 часов.
Теоретические занятия, 10 часов.
5.1. Технология изготовления карманов. Основные понятия: разнообразие карманов
(прорезные, накладные, внутренние, в швах).
5.2. Технология изготовления плечевого изделия усложненного фасона. Основные
понятия: выбор модели и зарисовка эскиза с учетом тенденции моды, выбранного фасона,
назначения изделия и выбора ткани.
5.3. Технология изготовления поясного изделия усложненного фасона. Работа с журналами
«Бурда» и показ моделей по соответствующей теме.
5.4. Технология изготовления блузона из шелковой ткани с выбранным декором.
Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по соответствующей теме.
Практические занятия, 56 часов.
5.1. Выполнение образцов карманов: накладных, с бочком, в швах (на выбор).
5.2. Раскрой с учетом нити основы, ширины и рисунка ткани, плана раскладки,
выбранного фасона и модели и т.п. Просмотр журналов «Burda», «Ателье», перевод лекал из
журнала, перевод лекал, внесение модельных особенностей, получение лекал.
5.3. Раскрой поясного изделия с учетом ширины и рисунка ткани, плана раскладки
лекал, с учетом модели и фасона. Просмотр журнала «Burda», «Ателье» перевод лекал из
журнала.
Внесение модельных особенностей в лекало. Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по
соответствующей теме.
5.4. Раскрой блузона с учетом ширины и рисунка ткани, плана раскладки лека, модели
и фасона. Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по соответствующей теме.
5. Конструирование и моделирование, 14часов.
Теоретические занятия, 2 часа.
4.1. Основы композиции одежды. Цвет и зрительные иллюзии в одежде. Создание коллекций.
Хроматические, ахроматические и переходные цвета; спектральные цвета, цветочный фон;
зрительные иллюзии, символика цвета.
4.2. Построение основы чертежа плечевого изделия. Основные понятия: пропорции
фигуры, конституция; снятие мерок.
4.3 Техническое моделирование лифа с использованием основы чертежа. Три принципа
моделирования:
1. Соответствие одежды внешнему и внутреннему облику
человека.
2. Соответствие одежды ее назначению.

3. Соответствие используемого материала с учетом фактуры, структурной форме самого
материала. Перенос выточек, замена выточек и т.п.
Рекомендации педагога:
- создание эскизов;
- просмотр журналов мод;.
- просмотр эскизов учащихся педагогом;
- коллективное обсуждение.
4.4. Моделирование различных форм и покроев рукава. Основные понятия: формы рукава
(втачной - одношовный, двухшовный, рубашечный и пиджачного типа). Реглан:
классический и модельный. Цельнокроеный (летучая мышь).
4.5. Построение воротника различных форм. Основные понятия: разнообразие воротников
(воротник стойка, отложной, пиджачного типа, воротник-кокельё).
Практические занятия, 12 часов.
4.1. Создание коллекций в народном стиле, в спортивном и авангардном стиле, в молодежном
стиле, в ретро стиле, в классическом стиле. Выполнение эскизов простым карандашом и в
цвете.
4.2. Построение основы чертежа плечевого изделия:
1. Снятие мерок, запись в таблицу расчетных данных.
2. Построение сетки.
3. Нанесение горизонтальных линий: талии, бедер, низа.
4. Нанесение вертикальных линий: линии середины переднего полотнища (полочки), лини
середины заднего полотнища (спинки), боковая линия.
5. Построение спинки (вытачки).
6. Построение полочки (вытачки).
7. Оформление чертежа.
4.3. Перенос вытачек, замена вытачек подрезами; рельефные швы. Применение графического
и шаблонного методов.
4.4. Моделирование рукава: из втачного в реглан; из втачного в цельнокроеный.
4.5. Построение воротника стойки и отложного.
6. Сценическое дефиле, 1 час.
Практические занятия, 1 час.
Упражнения на выполнение классического шага, авангардного шага, спортивного шага,
романтического шага.
7. Основы современного декора в одежде, 6часов.
Теоретические занятия, 2 часа.
Основные понятия: дизайн и декор в одежде. Креативная подача модели. Модное стилевое
решение модели.
Практические занятия,4 часа.
Освоение на выбор: аппликации из ткани, лент, меха, элементарной машинной вышивки,
элементарной ручной вышивки.
8. Экскурсии и беседы на эстетические и профессиональные темы, 9 часов.
Практические занятия, 9 часов.
Экскурсии в магазин тканей, выбор материала, трикотажного полотна и фурнитуры.
Экскурсии в ателье «Элегант».
9. Итоговое занятие, 1 час. Подведение итогов работы за учебный год.
Демонстрация моделей, оценка качества работы самими учащимися. Поощрение лучших
работ.
Третий год обучения
1. Вводное занятие, 1час.
Вводная беседа. Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности.
Знакомство с инструкциями по охране труда при работе: с тканью, с электрическим утюгом,
на швейной машине, с ручными инструментами. Знакомство с учебным планом третьего года
обучения.

2. Материаловедение, 3 часа.
Теоретические занятия, 1час.
2.1. Новые ткани. Основные свойства: технологические, гигиенические, теплозащитные,
гигроскопические, физико-механические. Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по
соответствующей теме.
Практические занятия,2ч
2.2. Трикотажные полотна, искусственный мех, искусственная кожа. Работа с журналами
«Бурда» и показ моделей по соответствующей теме.
2.3. Использование клеевой паутинки и клеевых прокладок, новых тканей.
2.4. Применение и использование трикотажных полотен, искусственного меха, искусственной
кожи.
3. Машиноведение, 2 часа.
. Практические занятия
3.1. Классификация швейного оборудования. Швейные бытовые машины с программным
управлением (виды). Устройство швейной бытовой машины, применение приспособлений
(лапок) для выполнения различных видов швов.
3.2. Работа на швейной машине в режиме вышивка.
3.1. Заправка верхней и нижней нити, регулировка и смазка швейной машины.
3.2. Упражнение выполнение образцов машинных работ. Упражнение выполнение машинных
операций: пробивание петель, выполнение «московского шва». Упражнение выполнение
операций: пришивание пуговиц. Упражнение выполнение машинной вышивки.
4. Конструирование и моделирование, 18 часов.
Теоретические занятия, 4 часа.
4.1. Создание коллекции, ее композиционная линия и цветовая гамма. Основные понятия:
Композиционная линия коллекции. Основные понятия: Цвет, колорит, основная модель и
второстепенные.
Практические занятия, 14 часов.
Выполнение эскизов модели на выбор: народном, классическом, ретро, романтическом
стилях. Оформление эскизов в альбоме. Разработка лекал (основных и мелких). Раскрой
моделей. Пошив коллекции моделей.
Рекомендации педагога:
- создание эскизов;
- просмотр журналов мод;
- просмотр передач о моде.
5. Технология, 62 часов.
Теоретические занятия,8 часов.
Повторный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности
- просмотр эскизов учащихся педагогом;
- совместное обсуждение.
5.1. Технология изготовления прорезных карманов. Приемы обработки прорезных карманов: с
клапаном, с листочкой, с двумя обтачками.
5.2. Технология изготовления костюма на подкладке. Основные понятия: выбор модели
костюма (жакет и брюки; жакет и юбки; жилет и юбки) и зарисовка эскиза с учетом тенденции
моды, выбранного фасона, назначения изделия и выбора ткани.
5.3 Технология изготовления нарядной модели на машинке. Основные понятия: Выбор модели
и фасона блузона с учетом конституции и пропорции фигуры, назначение изделия и выбора
ткани. Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по соответствующей теме.
5.4. Технология изготовления летних моделей платья из шелковой ткани
усложненного фасона. Основные понятия: эскиз модели пропорции фигуры и возраста,
назначения изделия. Рекомендации по выбору тканей (шелковых) и декора. Норма расхода
материала на изделие. Обмер фигуры, снятие мерок. Подготовка лекал. (Основные - полочка,
спинка, рукав и мелких - манжет, воротника, планки - застежки на пуговицы) Основные
понятия: план раскладки лекал, крой. Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по
соответствующей теме.

Практические занятия, 54 часа.
5.1. Выполнение образцов прорезных карманов: с клапаном, с листочкой, двумя обтачками (на
выбор).
5.2. Раскрой с учетом нити основы, ширины и рисунка ткани, плана раскладки, выбранного
фасона и модели и т.п.
5.3. Выполнение машинной вышивки на манжете, на кокетке.
Раскрой блузона с учетом ширины и рисунка ткани, плана раскладки лекал; с учетом модели и
фасона поясного изделия. Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по соответствующей
теме.
5.4. Раскрой платья с учетом ширины и рисунка ткани, плана раскладки лекал с учетом модели
и фасона. Работа с журналами «Бурда» и показ моделей по соответствующей теме.
6. Сценическое дефиле,1 час.
Подбор сценического образа к каждой модели. Подбор сценического образа
коллекции, выбранной на участие в фестивале «Радуга талантов». Подбор сценического
образа и подбор музыкального сопровождения.
7. Декор в одежде. Образцы декоративных отделок для нарядной одежды на швейной
машине , 6 часов.
Теоретические занятия,2 часа.
Разработка образцов декоративных отделок для нарядной одежды на швейной машине.
Практические занятия,4 часа.
Выполнение образцов декоративных отделок на швейной машине на кокетке, на манжетах, на
полочке, на спинке.
8. Экскурсии и беседы на эстетические и профессиональные темы, 9 часов.
Практические занятия, 9 часов.
Экскурсии в магазин тканей: выбор материала, трикотажного полотна и фурнитуры.
Экскурсии в ателье «Элегант».
9. Итоговое занятие, 1 час.
Подведение итогов работы за учебный год. Демонстрация моделей, оценка качества -создание
эскизов; работы самими учащимися. Поощрение лучших работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы включает:
- литература (художественная, методические разработки занятий по блокам программы);
- дидактический материал (журналы мод, карты, набор лекал);
- наглядный материал (картины, альбомы, образцы изделий);
- различные другие виды источников (видеотека, Интернет, аудиотека).
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и
демонстрации выполненных работ, швейные машины JANOME, оверлок BROTHER, утюг,
гладильная доска.
Материалы и инструменты: миллиметровая бумага, карандаш, линейка метровая, лекало,
калькулятор, сантиметровая лента, шнурок, ножницы для бумаги, портновские ножницы,
ткань, копировальный каток, копировальная бумага, швейные нити, швейная игла, флезилин,
застёжка-молния, пуговицы.
Методическое обеспечение:
Инструкция по технике безопасной работы с ножницами, иглами, швейная машина, оверлок
Презентация «История костюма»
Презентация «Обработка складок, сборок»
Презентация «Обработка застёжек швейного изделия»
Презентация «Обработка кармана»
Презентация «Моделирование поясного изделия»
Презентация «Обработка застёжки поясного изделия»
Презентация «Обработка верхнего среза поясного изделия»
Презентация «Построение чертежа брюк»

Презентация «Построение чертежа плечевого изделия»
Презентация «Моделирование плечевого изделия»
Презентация «Построение рукава»

Список литературы
• Л.П Чижикова Кружок конструирования и моделирования одежды. М. Просвещение, 2009
144 стр.
• Конструирование

и моделирование одежды. - В сб.: Программы для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.:
Просвещение, 2010, с. 63-74.
• В. Коваленко Кройка и шитье дома

• Г.Г Мозговая; Б.Г Картушина швейное дело 7-8 учебное пособие. М. Просвещение
1990 255 стр.
• Л.В Мельникова Обработка ткани
Учебное пособие для учащихся 9-10 кл. сред.
Общеобразоват. шк М. Просвещение, 1986.-208с.
• Р.И Егорова Учись шить: Кн. Для учащихся средн. шк.возраста. М. Просвещение, 1989.-160с.
• Шейте сами книга. Просвещение. Милосердие МП»Апрель», 1992
• Е.Н.Юдина, М.АЕвтушенко, О.А Иерусалимская. Шейте сами. Книга 1,2
• Екшурская, Т.Н. Конструирование и моделирование одежды / Т.Н. Екшурская. –
СПб: Лениздат, 2006. – 220 с.
• Труханова А. Т. Технология женской и детской одежды. М. Академия.2010г.
• Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды. М. Академия 2010г.
• Амирова Э. К. Конструирование одежды. М. Мастерство.2002 г.
• Горшкова Н. В. Высококвалифицированная швея. М. Академия 2009 г.
• Журналы мод различных изданий.
• Информационные ресурсы сети «Интернет».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83012231138

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».