Хореографическая студия Сияние

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа хореографической студии «Сияние» построена в соответствии с:
 Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон ФЗ-№273);
 Приказом
Министерства просвещения РФ
от 9 ноября 2018 г.
N 196
"Об
утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовател
ьным программам";
 Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ
от 24 апреля 2015 г. № 729-р;
 Письмом Министерства образования и науки РБ от 08.12.2015 02-17/4037 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
 СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
 Уставом Учреждения.
Программа модифицированная, разработана на основе методических пособий Коноваловой С. В. Теория и
методика преподавания танца в детских коллективах / ФГОУ ВПО ВСГАКИ / Улан-Удэ – 2011 г. и Протасовой
Л. И. / «Историко-бытовой танец и методика его преподавания в детских коллективах» / ФГОУ ВПО ВСГАКИ /
Улан-Удэ – 2011 г.
Данная программа имеет базовый уровень обучения танцу, который предусматривает обучение,
ориентированное:
1. на работу с детьми независимо от наличия у них специальных танцевальных и физических данных;
2. на поддержку и развитие способностей талантливых детей;
3. на развитие способности к культурно-личностному самоопределению.
Направление программы – художественное
Актуальность программы – формирование всесторонне развитой личности невозможно без художественноэстетического воспитания, приобщение детей к художественной культуре и традициям своего народа, приобщение
их к мировому искусству, для развития познавательного интереса, мотивации, творческих способностей детей, их
физического совершенствования и сохранения здоровья подрастающего поколения.
Цель программы – художественно-эстетическое и физическое воспитание детей. Развитие и поддержка
творческих способностей ребенка.
Задачи:
1. Развитие интереса и мотивации детей к познанию и творчеству;
2. Приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
3. Сохранение и охрана здоровья детей.
Отличительные особенности программы: применение нетрадиционных средств обучения и воспитания
детей: танцевальные упражнения, игровая форма проведения занятий (образно-ролевые игры и др.), импровизация.
Основной формой учебно-воспитательной деятельности педагога-хореографа является занятие с группой,
индивидуальные занятия.
Настоящая программа составлена на 5 лет обучения, рассчитана для детей 11-17 летнего возраста, с учетом
психофизиологических особенностей развития детей. Общее количество часов - на каждый год обучения – 4 часа в
неделю, 136 ч- в год.
Структура и ход урока:
1. Подготовительная;
2. Основная;
3. Заключительная.
Для достижения поставленных целей важно правильно организовать урок, учитывать возрастные особенности
детей, следить за состоянием здоровья каждого ребенка на уроке:
1. Подготовительная часть урока – подготовка организма к будущей физической нагрузке – это
танцевальная разминка и общее физическое развитие (общеразвивающие упражнения);
2. Основная часть урока – знакомство с краткой историей танца, с его отличительной особенностью и
манерой исполнения, с базовыми шагами и движениями танца;
3. Заключительная часть урока – стрэйчинг (растяжка разных групп мышц) или силовая нагрузка
(упражнения для укрепления мышц тела, упражнения на выносливость организма, прыжки и т.д.).
Ожидаемые результаты освоения программы
Реализация Программы направлена на достижение личностных результатов.
Личностными результатами освоения предмета хореографии являются:
 развитие художественно-эстетическое вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к
искусству;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения
танцевальных образов;
 позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей.
Обучающиеся должны уметь:
 высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни;
 решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы;
 проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в
художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты);

 наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
 выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство, театр и др.);
 находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства;
Виды и формы подведения итогов реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков
обучающихся. Именно через контроль осуществляется воспитательная и корректирующая работа педагога.
Форма контроля уровня знаний, умений и навыков обучающихся проверяется на различных публичных
выступлениях:
 открытые занятия;
 отчетный концерт;
 тематический концерт;
 конкурсы различного уровня;
 фестивали;
 флэшмобы;
 другие.
Промежуточный контроль способностей каждого ребенка осуществляется по зачетной системе оценивания:
Оценка
Критерии оценивания
зачет («отлично»)
зачет («хорошо»)

зачет («удовлетворительно»)
не зачет («неудовлетворительно»)

№

1
2

3

4

5

6
7

технически качественное и художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом, так и
в художественном плане)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и
невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка,
неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.
комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных
занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований

Наименование разделов (дисциплин)

Основы классического танца.
Растяжка, гимнастика.
Основы народного танца:
 Бурятский танец;
 Русский танец.
Исторические бальные танцы:
 Танцы 18 века;
 Танцы 19 века.
Основы современного танца:
 Джаз-модерн танец;
 Уличные танцы.
Основы бального танца:
 Европейская программа;
 Латиноамериканская программа.
Постановочно-репетиционная работа,
индивидуальные занятия
Итоговые мероприятия

№ п/п

Учебный план

Количество часов

1 год
обуч.

2 год
обуч.

3 год
обуч.

4 год
обуч.

5 год
обуч.

116

16

32

16

_

84

Теория: Понятие классический танец.

64

104

104

92

92

16

30

34

14

34

128

4

6

6

2

10
Итого

28
680

1 год обучения
Наименование разделов и тем

Основы классического танца

84

64

Количество часов

Всего
часов
Раздел
1

Все
го
час
ов
180

теория

практ
ика

2

6

Формы
аттестации/контр
оля

136
текущий

6

7

№ п/п

Практика: Постановка корпуса, рук, ног и головы
в классическом танце
Практика. Растяжка, гимнастика
Практика. Экзерсис у станка (лицом к станку),
экзерсис на середине зала (все движения
выполняются в чистом виде), аллегро
(подготовительные прыжки)
Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцевального номера
Отработка танцевального номера
Индивидуальная работа с ребенком
Итоговые мероприятия
Открытое занятие
Отчетный концерт

2 год обучения
Наименование разделов и тем

Раздел 2

6

7
Раздел 2

6

7

Основы классического танца
Основы классического танца.
Растяжка, гимнастика.
Бурятский народный танец
Теория: История и развитие бурятского танца.
Практика: Постановка корпуса, рук, ног и головы
в бурятском танце
Практика. Основные движения в бурятском танце
Теория: Приветственный бурятский танец.
Практика: Особенности исполнения
Приветственного танца. Работа с хадаком.
Теория: Ёхор – традиционный танец бурят.
Практика: Особенности исполнения движений
Ехора.
Практика: Молодежный танец Ёхор,
Баргузинский Ёхор, Тункинский Ёхор,
Закаменский Ёхор, Ёхор «Айдуусай».
Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцевального номера
Отработка танцевального номера
Индивидуальная работа с ребенком
Итоговые мероприятия
«Сагаалган»
Русский народный танец
Теория: Значение танца в жизни русского народа.
Практика: Постановка корпуса, рук, ног и головы
в русском танце
Практика. Основные движения в русском танце
Русский хоровод.
Особенности исполнения русского хоровода
Русская народная пляска. Движения русского
плясового танца
Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцевального номера
Отработка танцевального номера
Индивидуальная работа с ребенком
Итоговые мероприятия
«Масленица»
Отчетный концерт

текущий
Текущий

6
6
4

текущий
текущий
текущий

2
4

текущий
Промежуточная
аттестация.
Концерт

Количество часов

Всего
часов
Раздел 1

56
52

Формы
аттестации/конт
роля

теория

практи
ка

1

9

текущий

1

5

текущий

4
8

текущий
текущий

14

текущий

16

Текущий.

4
4
4

текущий
текущий
текущий

4

Концерт

136

2

2

1

6

Текущий.

8
8

Текущий.
Текущий.

7

Текущий.

4
4
4

Текущий.
Текущий.
Текущий.

4
4

Концерт
Промежуточная
аттестация

№ п/п

3 год обучения
Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего
часов
Раздел
1
Раздел
3

Раздел
3

6

7

№ п/п

теория

практи
ка

Основы классического танца.
Растяжка, гимнастика.
Исторические бальные танцы 18 века

2

14

Текущий.

Теория: Бальный этикет.
Практика: Основные элементы историкобытового танца.
Теория: Танцевальная культура 18 века.
Искусство Рококо.
Практика. Изучение танцев 18 века
Практика. Бальные игры «Котильоны»
Исторические бальные танцы 19 века

4

4

Текущий.

4

32

Текущий.

4

Текущий.

Теория: Танцевальная культура 19 века.
Практика: Танцы 19 века.
Практика. Бальные игры «Котильоны»
Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцев и программы бала
Отработка танцев и программы бала
Итоговые мероприятия
«Мариинско-Кадетский бал»
Отчетный концерт

4

44

Текущий.

4

Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.

Основы классического танца

136

6
6
4
4

4 год обучения
Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего
часов
Раздел 1
Раздел 4

Раздел 4

6

7

№ п/п

Формы
аттестации/контр
оля

Основы классического танца
Основы классического танца.
Растяжка, гимнастика.
Основы современного танца
Теория: Основные принципы Джаз-модерн танца.
Практика: Подготовительный этап Джаз-модерн
танца
Уличные танцы
Теория: Стрит-джаз.
Практика: Основные движения Стрит-джаза
Теория: Хип-хоп.
Практика: Основные движения танца Хип-хоп
Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцевального номера
Отработка танцевального номера
Индивидуальная работа с ребенком
Итоговые мероприятия
Отчетный концерт

практи
ка

2

14

Текущий.

2

62

Текущий.

2

18

Текущий.

2

18

Текущий.

4
4
4

Текущий.
Текущий.
Текущий.

4

Промежуточная
аттестация
Концерт

Количество часов

Всего
часов

Формы
аттестации/контр
оля

теория

136

5 год обучения
Наименование разделов и тем

Бал
Промежуточная
аттестация

теория

практи
ка

Формы
аттестации/контр
оля

Раздел 5

6

Основы бального танца.
Европейская программа
Теория: Английский вальс.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Теория: Танго.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Теория: Венский вальс.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Теория: Квик-стэп.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцев и программы бала

136
1

Отработка танцев и программы бала.
Раздел 5

6

7

Основы бального танца.
Латиноамериканская программа
Теория: Самба.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Теория: Ча-ча-ча.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Теория: Румба.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Теория: Джайв.
Практика: Базовые фигуры, техника исполнения,
музыкально-ритмическое исполнение, манера
исполнения.
Выпускной вальс
Постановочно-репетиционная работа
Постановка танцев и программы бала.
Постановка танцевального номера.
Отработка танцев и программы бала.
Отработка танцевального номера.
Итоговые мероприятия
«Мариинско-Кадетский бал»
Отчетный концерт

1

Календарно-тематический план
1 год обучения
Основы классического танца
КолТема занятия
во
часов
1
Понятие классический танец.

№

Дата

Форма занятия

1

1 нед

лекция

2

2 нед

урок-практикум

4

3

3 нед

урок-практикум

4

4

4 нед

урок-практикум

4

Постановка корпуса, рук, ног и
головы в классическом танце.
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро

9

Текущий.

8

Текущий.

8

Текущий.

8

Текущий.

8

Текущий.

8

Текущий.

13

Текущий.

12

Текущий.

12

Текущий.

12

Текущий.

12
8

Текущий.
Текущий.
Текущий.

8

Текущий.

4
4

Бал
Промежуточная
аттестация

Место
проведения

Форма
контроля

Учебный класс

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий.
Текущий.
Текущий.

5

5 нед

урок-практикум

4

Растяжка, гимнастика

6

6 нед

урок-практикум

4

7

7 нед

урок-практикум

4

Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Растяжка, гимнастика

8

8 нед

урок-практикум

4

9

9 нед

урок-практикум

4

10

10 нед

урок-практикум

4

11

11 нед

урок-практикум

4

12

12 нед

урок-практикум

4

13

13 нед

урок-практикум

4

14

14 нед

урок-практикум

4

15

15 нед

урок-практикум

4

16

16 нед

открытый урок

4

17

17 нед

урок-практикум

4

18

18 нед

урок-практикум

4

19

19 нед

урок-практикум

4

20

20 нед

урок-практикум

4

21

21 нед

урок-практикум

4

Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро

Танцевальный
класс

Текущий.

22

22 нед

урок-практикум

4

Растяжка, гимнастика

Танцевальный
класс

Текущий.

23

23 нед

урок-практикум

4

Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро

Танцевальный
класс

Текущий.

24

24 нед

урок-практикум

4

Растяжка, гимнастика

Танцевальный
класс

Текущий.

25

25 нед

урок-практикум

4

Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро

Танцевальный
класс

Текущий.

26

26 нед

урок-практикум

4

Растяжка, гимнастика

Танцевальный
класс

Текущий.

27

27 нед

урок-практикум

4

Постановка номера

Танцевальный
класс

Текущий.

28

28 нед

урок-практикум

4

Индивидуальное занятие

Танцевальный
класс

Текущий.

29

29 нед

урок-практикум

4

Отработка номера

Танцевальный
класс

Текущий.

30

30 нед

открытое
мероприятие

4

«Весенний фестиваль детского
творчества»

КТЦ «Феникс»

31

31 нед

урок-практикум

4

Растяжка, гимнастика

Танцевальный
класс

Текущий.

32

32 нед

урок-практикум

4

Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро

Танцевальный
класс

Текущий.

Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро
Растяжка, гимнастика

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий.
Текущий
зачет
Текущий
Текущий.
Текущий.
Текущий.

Текущий

33

33 нед

урок-практикум

4

Растяжка, гимнастика

Танцевальный
класс

Текущий.

34

34 нед

урок-практикум

4

Экзерсис у станка, на середине зала,
аллегро

Танцевальный
класс

Промежуто
чная
аттестация

Место
проведения
Учебный класс

Форма
контроля
Текущий.

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Учебный класс

Текущий.

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий.

Учебный класс

Текущий.

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий.

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий.

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
школа

Текущий.

Учебный класс

Текущий.

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий.

2 год обучения
Основы народного танца
Кол-во
Тема занятия
часов
2
История и развитие бурятского
танца
4
Постановка корпуса, рук, ног и
головы в бурятском танце
4
Основные движения в бурятском
танце
4
Приветственный бурятский танец

№

Дата

Форма занятия

1

1 нед

лекция

2

2 нед

урок-практикум

3

3 нед

урок-практикум

4

4 нед

лекция

5

5 нед

урок-практикум

4

6

6 нед

урок-практикум

4

7

7 нед

лекция

4

Движения
Приветственного танца
Особенности исполнения
движений Приветственного танца,
работа с хадаком
Ёхор – традиционный танец бурят

8

8 нед

урок-практикум

4

Движения танца Ехор

9

9 нед

урок-практикум

4

10

10 нед

урок-практикум

4

11

11 нед

урок-практикум

4

Особенности исполнения
движений Ехора
Разновидности Ехора
(Молодежный танец Ёхор,
Баргузинский Ёхор, Тункинский
Ёхор, Закаменский Ёхор,
Ёхор «Айдуусай»)
Разновидности Ехора

12

12 нед

урок-практикум

4

Разновидности Ехора

13

13 нед

урок-практикум

4

Разновидности Ехора

14

14 нед

урок-практикум

4

Постановка номера

15

15 нед

урок-практикум

4

Индивидуальное занятие

16

16 нед

урок-практикум

4

Отработка номера

17

17 нед

лекция

4

18

18 нед

урок-практикум

4

19

19 нед

урок-практикум

4

20

20 нед

4

21

21 нед

открытое
мероприятие
урок-практикум

22

22 нед

урок-практикум

4

Значение танца в жизни русского
народа
Постановка корпуса, рук, ног и
головы в русском танце
Основные движения в русском
танце
Выступление «Сагаалган».
Концерт
Русский танец
комбинация
Постановка номера

23

23 нед

урок-практикум

4

Индивидуальное занятие

24

24 нед

урок-практикум

4

Отработка номера

25

25 нед

открытое
мероприятие

4

Выступление «Широкая
Масленица»

4

Текущий.
Текущий.

Текущий.

Текущий.
Текущий.

Текущий.

Текущий.
Текущий.
Текущий
Текущий.
Текущий.
Текущий.
текущий

Текущий.
Текущий.
Текущий

26

26 нед

лекция

4

Русский хоровод

Учебный класс

Текущий

27

27 нед

урок-практикум

4

Движения русского хоровода

Текущий

28

28 нед

лекция

4

Русская народная пляска

Танцевальный
класс
Учебный класс

29

29 нед

урок-практикум

4

30 нед

4

31

31 нед

открытое
мероприятие
урок-практикум

Танцевальный
класс
КТЦ «Феникс»

Текущий

30

Движения русского плясового
танца
Выступление «Весенний
фестиваль детского творчества»
Растяжка, гимнастика

Текущий

32

32 нед

урок-практикум

4

33

33 нед

урок-практикум

4

34

34 нед

урок-практикум

4

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

4

Экзерсис у станка, на середине
зала, аллегро
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине
зала, аллегро

3 год обучения
Исторические бальные танцы
КолТема занятия
во
часов
2
Исторические бальные танцы.
Бальный этикет
4
Основные элементы историкобытового танца
4
Танцевальная культура 18 века.
Искусство Рококо
4
Танцы 18 века

№

Дата

Форма занятия

1

1 нед

лекция

2

2 нед

урок-практикум

3

3 нед

лекция

4

4 нед

урок-практикум

5

5 нед

урок-практикум

4

Танцы 18 века

6

6 нед

урок-практикум

4

Танцы 18 века

7

7 нед

урок-практикум

4

Бальные игры «Котильоны»

8

8 нед

лекция

4

Танцевальная культура 19 века

9

9 нед

урок-практикум

4

Танцы 19 века

10

10 нед

урок-практикум

4

Танцы 19 века

11

11 нед

урок-практикум

4

Танцы 19 века

12

12 нед

урок-практикум

4

Вальсовый шаг

13

13 нед

урок-практикум

4

14

14 нед

урок-практикум

4

15

15 нед

урок-практикум

4

Разновидности Вальса
(«знакомств, по кругу, с
закруткой, миньон, фигурный»)
Вальсы («знакомств, по кругу, с
закруткой, миньон, фигурный»)
Бальные игры «Котильоны»

16

16 нед

открытое
мероприятие

4

Выступление «МариинскоКадетский бал»

17

17 нед

урок-практикум

4

18

18 нед

урок-практикум

4

19

19 нед

урок-практикум

4

Техника исполнения движений
танцев
18 века
Музыкально-ритмическое
исполнение движений танцев 18
века
Манера исполнения танцев 18

Текущий

Концерт

Текущий
Текущий
Промежуто
чная
аттестация

Место проведения

Форма
контроля

Учебный класс

Текущий

Танцевальный
класс
Учебный класс

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Учебный класс

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Бурятский
драматический
театр
Танцевальный
класс

Текущий

Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий

Танцевальный
класс

Текущий

Танцевальный

Текущий

века

класс
Танцевальный
класс

Текущий

Танцевальный
класс

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
КТЦ «Феникс»

Текущий

20

20 нед

урок-практикум

4

21

21 нед

урок-практикум

4

22

22 нед

урок-практикум

4

23

23 нед

урок-практикум

4

24

24 нед

урок-практикум

4

25

25 нед

урок-практикум

4

26

26 нед

урок-практикум

4

27

27 нед

урок-практикум

4

Техника исполнения движений
танцев
19 века
Музыкально-ритмическое
исполнение движений танцев 19
века
Манера исполнения танцев 19
века
Танцы 18 века
комбинация
Танцы 18 века
комбинация
Танцы 19 века
комбинация
Танцы 19 века
комбинация
Постановка номера

28

28 нед

урок-практикум

4

Индивидуальное занятие

29

29 нед

урок-практикум

4

Отработка номера

30

30 нед

4

31

31 нед

открытое
мероприятие
урок-практикум

32

32 нед

урок-практикум

4

33

33 нед

урок-практикум

4

34

34 нед

урок-практикум

4

Выступление «Весенний
фестиваль детского творчества»
Растяжка, гимнастика Экзерсис у
станка, на середине зала, аллегро
Растяжка, гимнастика Экзерсис у
станка, на середине зала, аллегро
Растяжка, гимнастика Экзерсис у
станка, на середине зала, аллегро
Растяжка, гимнастика Экзерсис у
станка, на середине зала, аллегро

4

4 год обучения
Основы современного танца
Кол-во
Тема занятия
часов
2
Современный танец. Основные
принципы Джаз-модерн танца
4
Подготовительный этап Джазмодерн танца. Изоляция
4
Координация

№

Дата

Форма занятия

1

1 нед

лекция

2

2 нед

урок-практикум

3

3 нед

урок-практикум

4

4 нед

урок-практикум

4

Упражнения для позвоночника

5

5 нед

урок-практикум

4

Уровни

6

6 нед

урок-практикум

4

Кросс

7

7 нед

урок-практикум

4

Перемещение в пространстве

8

8 нед

урок-практикум

4

Изоляция

9

9 нед

урок-практикум

4

Координация

10

10 нед

урок-практикум

4

Упражнения для позвоночника

11

11 нед

урок-практикум

4

Уровни

12

12 нед

урок-практикум

4

Кросс

13

13 нед

урок-практикум

4

Перемещение в пространстве

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Концерт
Текущий
Текущий
Текущий
Промежуточн
ая аттестация

Место
проведения
Учебный класс

Форма
контроля
Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

14

14 нед

урок-практикум

4

Комбинация

15

15 нед

урок-практикум

4

Комбинация

16

16 нед

урок-практикум

4

Комбинация

17

17 нед

лекция

4

18

18 нед

урок-практикум

4

19

19 нед

урок-практикум

4

20

20 нед

урок-практикум

4

21

21 нед

урок-практикум

4

Уличные танцы.
Стрит-джаз
Основные движения танца
Стрит-джаза
Основные движения танца
Стрит-джаза
Основные движения танца
Стрит-джаза
Комбинация

22

22 нед

лекция

4

Хип-хоп

23

23 нед

урок-практикум

4

24

24 нед

урок-практикум

4

25

25 нед

урок-практикум

4

26

26 нед

урок-практикум

4

Основные движения танца Хипхоп
Основные движения танца Хипхоп
Основные движения танца Хипхоп
Комбинация

27

27 нед

урок-практикум

4

Постановка номера

28

28 нед

урок-практикум

4

Индивидуальное занятие

29

29 нед

урок-практикум

4

Отработка номера

30

30 нед

4

31

31 нед

открытое
мероприятие
урок-практикум

Выступление «Весенний
фестиваль детского творчества»
Растяжка, гимнастика

32

32 нед

урок-практикум

4

33

33 нед

урок-практикум

4

34

34 нед

урок-практикум

4

4

Экзерсис у станка, на середине
зала, аллегро
Растяжка, гимнастика
Экзерсис у станка, на середине
зала, аллегро

5 год обучения
Основы бального танца
Кол-во
Тема занятия
часов
2
Европейская программа.
Английский вальс
4
Базовые фигуры танца
Английский вальс
4
Танго

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Учебный класс

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Учебный класс

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
КТЦ «Феникс»

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий

Промежуточн
ая аттестация

Место
проведения
Учебный класс

Форма
контроля
Текущий

Танцевальный
класс
Учебный класс

Текущий

Текущий

Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Текущий

№

Дата

Форма занятия

1

1 нед

лекция

2

2 нед

урок-практикум

3

3 нед

лекция

4

4 нед

урок-практикум

4

Базовые фигуры танца Танго

5

5 нед

лекция

4

Венский вальс

Танцевальный
класс
Учебный класс

6

6 нед

урок-практикум

4

7 нед

лекция

4

Танцевальный
класс
Учебный класс

Текущий

7

Базовые фигуры танца Венский
вальс
Квик-стэп

8

8 нед

урок-практикум

4

Базовые фигуры танца Квик-стэп

Текущий

9

9 нед

лекция

4

10

10 нед

урок-практикум

4

Латиноамериканская программа.
Румба
Базовые фигуры танца Румба

Танцевальный
класс
Учебный класс
Танцевальный

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

Текущий

класс
11

11 нед

урок-практикум

4

Комбинация

12

12 нед

урок-практикум

4

Комбинация

13

13 нед

урок-практикум

4

14

14 нед

урок-практикум

4

Постановка танцев, программы
бала
Индивидуальное занятие

15

15 нед

урок-практикум

4

16

16 нед

Открытое
мероприятие

4

17

17 нед

лекция

4

18

18 нед

урок-практикум

4

Латиноамериканская программа.
Самба
Базовые фигуры танца Самба

19

19 нед

лекция

4

Ча-ча-ча

20

20 нед

урок-практикум

4

Базовые фигуры танца Ча-ча-ча

21

21 нед

лекция

4

Джайв

22

22 нед

урок-практикум

4

Базовые фигуры танца Джайв

23

23 нед

урок-практикум

4

Самба комбинация

24

24 нед

урок-практикум

4

Ча-ча-ча комбинация

25

25 нед

урок-практикум

4

Джайв комбинация

26

26 нед

урок-практикум

4

Повторение комбинаций

27

27 нед

урок-практикум

4

Постановка номера

28

28 нед

урок-практикум

4

Индивидуальное занятие

29

29 нед

урок-практикум

4

Отработка номера

30

30 нед

4

31

31 нед

открытое
мероприятие
урок-практикум

4

Выступление «Весенний
фестиваль детского творчества»
Выпускной вальс

32

32 нед

урок-практикум

4

Выпускной вальс

3334

33-34
нед

урок-практикум

4

Выпускной вальс

Отработка танцев, программы
бала
Выступление «МариинскоКадетский бал»

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Бурятский
драматический
театр
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
КТЦ «Феникс»

Текущий

Танцевальный
класс
Танцевальный
класс
Танцевальный
класс

Текущий

Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий

Текущий
Промежуточн
ая аттестация

Содержание программы
Раздел 1 Основы классического танца
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного
искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Система классического танца формировалась на
протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые
выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные
движения получили названия, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга. Занятия
классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат,
способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим
телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью,
ногой или головой.
У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются
некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев
продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. На занятиях классического танца обучают
основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и
историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят

небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом
танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для
любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую
поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте
пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено,
щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными.
Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях
выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные
тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.
Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у станка, на середине зала и
прыжки. Экзерсис у станка состоит примерно из 10 движений. Экзерсис на середине зала состоит из тех же
движений, что и у станка, и разные движения могут быть скомбинированы в одну связку. В начальных классах
движения исполняются лицом к станку, в старших классах — боком к станку, держась за неё одной рукой. В
старших классах добавляются элементы вращения.
Основной принцип изучения движений в классическом танце – от простого к сложному, от малого к
большому, от медленного к быстрому темпу.
Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным оформлением. Балет не
существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка
необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Темп определяется уровнем
обученности класса, характером движения и его раскладкой. Хореографический метр — это равномерное
чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца. В
классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот
момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда
препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения.
Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, так как plie — это
медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической,
спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс.
Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тандю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это
движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало движения может приходиться как на затакт, так и на
сильную долю, это стоит учитывать когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот.
Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда
их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями.
Plie и tendu легко могут быть объединены в одну комбинацию.
Раздел 2 Основы народного танца
Этот раздел посвящен изучению народного танца. Каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в
которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Народный танец можно подразделить на:
 народный (фольклорный);
 народно-характерный;
 народно-сценический танец.
Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь
для себя. Фольклорный танец – это танец, рожденный традициями части страны или района не предназначенный для
сцены. По традиции, фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют.
Народно-характерный танец – это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность
сценического танца. В XVII – XIX веках термин «характерный танец» служил определением танца в характере, в
образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники,
крестьяне, матросы, нищие, разбойники. Народно-характерный танец обогащается движениями и жестами,
характеризующие данный персонаж, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции
соблюдались не так строго как в классическом танце. С начала XIX века значение термина «народно-характерный
танец» стало меняться. Народно-характерным танцем стали называть любой национальный танец в балетном
спектакле. Такое значение термина закрепилось до настоящего времени.
В XX веке народный танец обрёл своё сценическое воплощение как в среде самодеятельного творчества –
кружках, студиях, любительских коллективах, так и в среде профессионального искусства – в профессиональных
ансамблях народного танца, призванных сохранять, развивать и транслировать образцы народного танцевального
искусства.
Интерпретацией народного (бытового) танца в рамках сценического пространства и созданный по законам
театрального действия является народно-сценический танец.
Народно-сценический танец – один из видов танца, предназначенный для зрителей и предполагающей
создание хореографического образа на сцене. Это вид народного танцы является важной частью художественной
традиции и творческой деятельности любого народа. Народно-сценический танец отличается от народного танца
тем, что народный танец существует в самой жизни и исполняются в первую очередь «для себя» (т.е. для
удовольствия самих танцующих), не нуждаясь в зрительской аудитории, которая необходима для сценического
танца. В народно-сценическом танце максимально развиваются образные возможности, присущие всякому танцу, и
исполнение его на сцене становится определяющим признаком. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении веков,
народно-сценический танец вместе с тем опирался на народный и бытовой, претворяя их в сценические образы.

Народно-сценический танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется её переменам.
Каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Народно-сценический танец имеет
чёткую функциональную задачу. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми
особенностями и манерой исполнения и каждый по-своему интересен, ярок, самобытен. Тематика и
хореографическая лексика народно-сценических танцев, прежде всего, зависит от национального характера, от
природных и климатических условий, рода занятий, исторических событий.
На занятиях учащиеся знакомятся с Русским народным танцем и Бурятским народным танцем. Сначала дети
изучают народный фольклорный танец, затем народно-сценический танец.
В «Русском народном танце» дети получают теоретические знания о русской пляске и русском хороводе.
Получают практические умения и навыки исполнения базовых движений, манеры исполнения танца. Разучивают
танцевальные связки и небольшие этюды, которые в дальнейшем трансформируются в танцевальный номер.
«Бурятский танец» знакомит детей с Ехором. Ёхор (бур. Ёохор) — народный танец-хоровод у бурят.
Распространён во всей этнической Бурятии. Исполняется под аккомпанемент оркестра или а капелла, под дружный
напев. Группа танцующих, держась за руки и покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На
припеве движение убыстряется, шаги сменяются прыжками. Музыкальный размер — 2/4. В разных районах Бурятии
и соседних регионов имеются свои варианты мелодии и хореографии. Ёхор, исполняющийся в кругу, танцуется по
движению солнца.
Этот раздел подразумевает не только изучение Ехора, но и других бурятских танцев: «Приветственный
Бурятский танец с хадаками», «Наездники», «Дангина» и другие.
Изучая народный танец, дети раскрывают для себя все традиции, обряды и культуру народа.
Раздел 3 Исторические бальные танцы
Этот раздел содержит изучение бального этикета, исторических бальных танцев и бальных игр. Учащиеся
получают теоретические знания в области истории происхождения танца, музыкального материала, бального
этикета и поведения на балу, в обществе. Практические занятия включают в себя изучение базовых движений танца,
манеры исполнения танца и музыкально-ритмической основы танца.
Бальные танцы формировались на протяжении всех исторических эпох, они видоизменялись, появлялись
новые танцы, потому что каждая эпоха, каждая народность и сословие привносили что-то свое - свою культуру, быт
и традиции в танцевальный мир. К изучению исторических бальных танцев относятся танцы эпохи XVIII, XIX
веков: Полонез, Падеграс, Полька, Кадриль, «Вальс-знакомство», «Вальс по кругу», «Вальс с закруткой», «Вальсминьон». Танцы эпохи XX века: Танго, Фигурный вальс. Поскольку балы были развлечением для общества, то
обязательным элементом каждого бала были бальные игры «Котильоны» от французского слова cotillion –
своеобразный танец-игра французского происхождения, получивший в середине XIX века широкое распространение
на европейских балах в форме сюиты из нескольких самостоятельных бальных танцев и игр.
Изучение бального этикета воспитывает у детей культуру поведения в обществе, чувство такта, чувство стиля,
благородство, гуманное отношение друг к другу. У кадетов формирует уважительное и заботливое отношение к
девушке, к женщине.
Раздел 4 Основы современного танца
Это современные направления танцевального искусства – это группа уличных танцев, джазовых танцев,
модерновых танцев и другие. Сейчас существует многообразие новых современных и модных танцевальных стилей
и направлений.
Раздел 5 Основы бального танца
Этот раздел содержит изучение современных бальных танцев. К ним относятся танцы категории спортивных
бальных танцев – это танцы Европейской и Латиноамериканской программы: Танго, Фокстроты, Вальсы Английский, Венский; Самба, Ча-ча-ча, Румба, Джайв. Теоретическое занятие включает в себя изучение краткой
истории танца, терминологии танца. Практические занятия включают в себя изучение базовых движений танца,
манеры исполнения танца и музыкально-ритмической основы танца.
В процессе обучения у детей развивается координация, гибкость, пластичность, музыкальность, красивая
осанка и походка, культура поведения.
Раздел 6 Постановочно-репетиционная работа
С детьми, которые уже имеют специальную хореографическую подготовку, ставятся танцевальные
композиции (классические, бальные, народные, современные, эстрадные и другие танцы) для выступления на
различных сценических площадках и мероприятиях разного уровня (тематические концерты, фестивали, флэшмобы,
конкурсы и другие).
На репетиционных занятиях отрабатывается танцевальная композиция: нарабатывается техника исполнения
движений, стилистическая манера исполнения, музыкально-ритмическое исполнение, чистота рисунков и
перестроений в танцевальном номере, идет работа над художественной выразительностью поставленного образа.
На индивидуальных занятиях идет работа с отстающими от общей группы детьми, и разучиваются сольные
партии или сольные танцы.
Раздел 7 Итоговые мероприятия
Результаты обучения учащихся по дополнительной образовательной программе отслеживается на массовых
мероприятиях различного уровня: «День знаний», ярмарка «Золотая осень», «День Здоровья», «День учителя», День
Матери», слет РДШ, Мариинско-Кадетский бал, «Сагаалган», «Глобальный Ехор», «Широкая Масленица», «8
марта», отчетный концерт ПДО – «Фестиваль весеннего творчества», фестиваль детско-юношеского творчества
«Таланты и поклонники» в области пожарной безопасности, «9 мая», «Последний звонок», «Выпускной бал» и
другие.
Требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих программу
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы, который

определяется формированием комплексов знаний, умений, навыков.
По окончанию 5летнего обучения выпускник должен знать:
 истоки классического танца, терминологию танца, технику исполнения основных движений танца;
 истоки народного хореографического искусства. Национальную культуру Русского, Бурятского
народностей. Характерные особенности исполнения Русского танца, терминологию танца, технику исполнения
основных движений танца. Характерные особенности исполнения Бурятского танца, терминологию танца,
технику исполнения основных движений танца;
 танцевальную культуру XVIII, XIX веков. Бальный этикет. Терминологию, технику исполнения основных
движений, характерные особенности исполнения исторических бальных танцев;
 истоки Современного танца. Основные стили, направления, школы современного танца.
 иметь представление о современных бальных танцах. Знать классификацию бальных танцев. Знать краткую
историю танца. Знать терминологию, технику исполнения основных движений, характерные особенности
исполнения танца;
Уметь:
 грамотно и выразительно исполнять изученные движения;
 передавать манеру исполнения движений;
 ориентироваться в пространстве (на сценической площадке);
 осуществлять подготовку концертных номеров и партий под руководством педагога;
 понимать, исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на
занятии.
 работать в паре, в группе, танцевальном коллективе;
 видеть, анализировать, исправлять ошибки исполнения.
Владеть:
 техникой исполнения основных движений танца;
 навыками простейшей координации;
 навыками эмоционального и выразительного исполнения изученных движений.
Условия обеспечения дополнительной общеобразовательной программы
В школе созданы условия для реализации художественно-эстетического воспитания детей: школа имеет
специальный танцевальный зал, который соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда. Имеет пригодное для занятий напольное покрытие (линолеумное), станки, настенные зеркала, аудиопроигрыватель. Также школа имеет помещения для работы со специализированными материалами (для просмотра и
анализа фото и видеоматериалов). Для завершения сценического образа учащихся школа имеет костюмерную комнату,
которая периодически пополняется новыми костюмами.

Список литературы
Ваганова А.Я. / Основы классического танца / Искусство / Л. – 2011 г.
Васильева-Рождественская / Историко-бытовой танец / М. – 2013 г.
Воронина И. / Историко-бытовой танец / М. – 2010 г.
Голейзовский К./ Образы русской народной хореографии / Искусство / М. – 2013 г.
Давыдов В. / Проблемы развивающего обучения / М. – 2014 г.
Ивановский Н./ Бальный танец 16-19 веков / Л. М. – 2014 г.
Климов А. / Основы русского народного танца / Искусство / М. – 2015 г.
Костровицкая В./ 100 уроков классического танца / Искусство / С-П. – 2011 г.
Конен В./ Рождение джаза / М. – 2014 г.
Киреева Е./ История костюма / М. – 2016 г.
Коновалова С. В. / Теория и методика преподавания танца в детских коллективах / ФГОУ ВПО ВСГАКИ /
Улан-Удэ – 2011 г.
12. Полятков С. С. / Основы современного танца 2-е изд-е / Феникс / Р. на Д. – 2006 г.
13. Пасютинская В. / Волшебный мир танца / Просвещение / М. – 2013 г.
14. Протасова Л. И. / «Основы методики преподавания классического танца детям» /ФГОУ ВПО ВСГАКИ /
Улан-Удэ – 2009 г.
15. Протасова Л. И. / «Историко-бытовой танец и методика его преподавания в детских коллективах» / ФГОУ
ВПО ВСГАКИ / Улан-Удэ – 2011 г.
16. Сахина Л. А. / «Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии» / ФГОУ
ВПО ВСГАКИ / Улан-Удэ – 2007.
17. Ткаченко Т. / Народные танцы / Искусство / М. – 2012 г.
18. Устинова Т./ Избранные русские народные танцы / Искусство / М. – 2016 г.
20.Интернет-ресурсы и специализированные сайты.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83012231138

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».