Хоровая студия Орфей

1. Пояснительная записка.
Важнейшей частью музыкально - эстетического воспитания в школе является формирование и
развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей
концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается, как самый доступный и
активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система
музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения.
Дополнительная общеобразовательная программа хоровой студии «Орфей» построена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании»(Федеральный закон ФЗ№273);
• Приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 № 1008;
• Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р;
• письмом Министерства образования и науки РБ от 08.12.2015 02-17/4037 «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
• СанПиНом 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 № 189;
• Уставом Учреждения.
Программа модифицированная, составлена на основе программы Т.Н. Овчинниковой «Хор» для
внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, Москва: «Просвещение», 2014, В.
Тевлиной «Вокально-хоровая работа. Музыкальное воспитание в школе», М.: Музыка 2016г.
Направленность: художественная.
Актуальность: хоровое исполнительство – добрая российская традиция коллективного
музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие
переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность, активизирует слух,
укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в
интересную практическую деятельность.
Цели программы:
• воспитание и
формирование личности средствами музыкального образования;
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека;
• развитие интереса у детей к музыкальному искусству как неотъемлемой частью жизни
каждого человека;
• оптимальное певческое и эстетическое развитие каждого
учащегося, воспитание
потребности в общении с хоровой музыкой.
• содействие развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного
интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных
качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий
потенциал;
•
формирование умения петь у каждого ребенка, независимо от его природных данных;
• развитие способностей к коллективному созданию художественно-исполнительского образа
на основе интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
задачи:
Обучающие:
• развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти;
• обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания;
• формирование звонкости, полётности, в сочетании с мягкостью, с оптимальной для каждого
силой, при условии сохранения звучания здорового детского голоса;
• формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;

• формирование вокальной артикуляции;
• развитие певческого дыхания;
• расширение диапазона голоса.
• формирование хоровых навыков: овладение навыками коллективного исполнительства
произведений, с сопровождением, без сопровождения, в унисон, многоголосия; умение строить,
петь в ансамбле.
• закрепление азов музыкальной грамоты;
Воспитательные:
• привитие навыков общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
• привитие навыков сценического поведения;
• формирование чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального
материала; (воспитание у учащихся эстетического вкуса и чувства стиля);
• воспитание дисциплинированности, ответственности, аккуратности, чувства коллективизма;
• воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать
духовные и культурные ценности разных народов.
Развивающие:
• развитие навыков коллективного творчества;
• расширение кругозора учащихся.
Задачи формирования личностных качеств:
• формирование эстетического вкуса, высоких нравственных качеств, умения работать в
коллективе, артистических, творческих способностей, отношение к людям, природе;
• самореализация и самовыражение детей через создание условий непрерывного музыкальноэстетического образования.
• поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы
настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического
развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.
Программа нацелена на идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, а
также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности –
литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой,
русским языком.
Данная общеобразовательная программа рассчитана на 4 года обучения детей с 11 - 15
лет(5-8 кл)
На занятия студии хорового пения «Орфей» отводится 1 год – в неделю 3 занятия по 40 мин,
6,7,8 классы по 2 занятия в неделю по 40 минут;
Общее количество часов в год составляет:
Продолжительность
Количество часов
Количество
занятия
в неделю
часов в год
1 год
3 часа
102 ч
2 год
2 часа
68 ч
3 год
2 часа
68 ч
4 год
2 часа
68 ч
ИТОГО
9 ЧАСОВ
306 ч
Форма занятий: групповое, индивидуальное: органически сочетаются фронтальное воздействие
руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива,
так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы как в
ансамблевом пении так и в сольном.
•
виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут
предусматривать в основном практическую – репетиционную, концертную, посещение
концертов и музыкальных театров, выездные тематические занятия, мастер-классы , конкурсы и
фестивали, творческие отчеты; теоретическую.
Планируемые результаты.
Учащиеся первого года обучения научатся:
I.
знать/понимать:
• дирижёрский жест;

• некоторые формы музыкальных произведений;
• простейшие жанры музыки;
• размеры 2/4,3/4,4/4;
• лады музыки – мажор-весело, радостно, торжественно) и минор –грустно, тихо, печально и
т.д);
пентатоника-(лад в котором поются бурятские песни)
• средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,
кульминация, форте, пиано;
• пофразное дыхание;
• ансамблевость;
• пение в унисон, двухголосие, пение без сопровождения;
• особенности народной и духовной музыки;
• основные тембры голоса;
• музыкальные инструменты;
•
хоры по составу.
II.
получить следующие вокально-интонационные навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя: сидеть или стоять при пении
прямо, не напряжённо, слегка отведя плечи назад.
2. Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и
окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка
дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
3. Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и
округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до¹ (ре¹) - до²
октавы.
4. Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные
упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце
слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех
согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
5. Вокальные упражнения:
- смена гласных на повторяющемся звуке,
- мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
- трезвучия вниз и вверх,
- небольшие мелодические обороты,
- простые поступенные секвенции.
6. Выразительностью исполнения:
- выражение глаз, лица, мимика.
- многообразие тембровых красок голоса,
- точная и выразительная фразировка,
- соблюдение темпа, пауз, цезур.
Навыки строя и ансамбля:
1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из
общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий,
гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения:
1. Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания, разбор текста и
музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и ее строения, показ
движения мелодии рукой; средства выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки;
2. Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие окончания,
кульминации.
Учащиеся второго года обучения должны
I.
знать/понимать:
• дирижёрский жест;
• формы музыкальных произведений;
• жанры музыки;
• основные гармонические функции;
• средства музыкальной выразительности: легато, стаккато, акценты,
кульминация, форте, пиано;

• цепное дыхание;
• ансамблевость;
• пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, пение без сопровождения, канон;
• особенности народной и духовной музыки;
• основные тембры голоса;
• музыкальные инструменты;
•
хоры по составу.
II.
получить следующие вокально-интонационные навыки:
1. Работа над дыханием. Дыхание при staccato. Цезуры. Приемы «цепного дыхания».
Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических
построений.
2. Работа над звуком. Расширение диапазона: си малой октавы - фа². Работа над кантиленой.
Пение без сопровождения. Громкость звучания голоса без форсировки.
3. Работа над дикцией. Усложненные дикционные упражнения. Сонорные согласные «н», «м», а
также «в», «д».
4. Вокальные упражнения, укрепляющие навыки звукообразования и приемы артикуляции.
Секвенционные упражнения, сглаживающие регистры. Пение гармонических
последовательностей.
Навыки строя и ансамбля:
1. Выравнивание унисона, работа в горизонтальном строе. Двухголосное пение без
сопровождения и с сопровождением. Работа над вертикальным строем. Выравнивание партий по
звучанию. Пение канонов.
2. Работа над текстом и партиями. Переплетающийся текст в канонах. Упражнения на
противоположное и параллельное движение голосов.
3. Сольфеджирование партий с поддержкой и без поддержки фортепиано.
Работа над исполнением художественного произведения.
1. Разбор художественного содержания произведения.
2. Музыкально-теоретический разбор в пределах знаний учащихся (строение мелодии,
ритмические особенности, интервальное соотношение голосов, лад, тональность, форма и т. д.)
3.Связь музыки и текста.
Учащиеся третьего-четвертого года обучения должны
I.
знать/понимать:
• дирижёрские жесты, касающиеся художественно-исполнительского плана произведения;
• формы музыкальных произведений;
• жанры вокальной музыки;
• полиметр;
• гармонические функции;
• средства музыкальной выразительности;
• все виды дыхания;
• импровизация;
• ансамблевость;
• пение в унисон, двухголосие, трёхголосие, какон, пение без сопровождения;
• музыкальную грамоту;
• основные тембры голоса.
II.
получить следующие вокально-интонационные навыки:
1. Двух-трехголосное пение с сопровождением и без сопровождения.
2. Владение навыками исполнения произведений со сложным, смешанным, переменным
размером.
3. Внимательное и эмоциональное интонирование отдельного звука. Повторение, закрепление
и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.
4. Выполнение певческих правил пения, охрана голоса в предмутационный и мутационный
период.
5. Певческая установка обеспечивает наилучшие условия для работы дыхательных органов.
6. Дыхание ровное, спокойное, экономное, долгое. Диапазон голоса две октавы.
7. Регулирование подачи дыхания в связи с постепенным усилением и ослаблением звука.
8. Умение находить близкую вокальную позицию; звук певческого голоса мягкий, звонкий,
полетный, с небольшой вибрацией и индивидуальным тембром.

9. Четкая дикция.
10. Вокальные упражнения:
– формирование подвижности голоса к более быстрому темпу;
– пение закрытым ртом;
– упражнения на staccato исполняются на одном дыхании;
– свободное владение приемом «цепного дыхания»;
– упражнения с более широким звукорядом (октава, децима);
– хроматические звукоряды;
– 2-х, 3-х, 4-хголосные аккордовые сочетания диатонические и хроматические.
11. Градация динамических оттенков от pp до ff.
Навыки строя и ансамбля:
1. Продолжается работа над горизонтальным и вертикальным строем. Трехголосные вокальные
упражнения (аккордового склада).
2. Полифонические произведения (2-х, 3-хголосные) с сопровождением. Пение по партиям,
сольфеджирование произведений.
3. Исполнение секвенционных упражнений в 2-3 голоса сольфеджио и на слоги.
4. Сохранение строя при пении без сопровождения. 2-х, 3-х-голосья.
5. Слуховое внимание и самоконтроль.
Работа над текстом и партиями.
1. Осознанное пение по нотам способствует прочному запоминанию хорового произведения,
развитию навыка пения с листа и ускоряет процесс разучивания.
2. Правильная расстановка логических ударений в хоровом произведении.
Работа над исполнением хорового произведения.
1. Анализ художественного содержания произведения. Музыкально-теоретический разбор
произведения.
2. Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера.
3. Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое произведение.
Конечным результатом обучения хоровому пению является:
- участие в конкурсах детского музыкального творчества,
- навыки домашнего музицирования,
- каждый класс-хор, владеющий большим классическим вокально-хоровым репертуаром,
- формирование фальцетной и грудной манеры фонации звука, тембра, чистой интонации,
звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции.
Формы контроля: проверка знаний хоровых партий в индивидуальном и ансамблевом пении. В
оценке учащегося за каждое полугодие должно быть учтено также и его участие в концертах.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
 текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий получаемые знания, умения,
навыки;
 промежуточная аттестация, фиксирует результаты учащихся.
 Контроль может осуществляться в следующих формах: контрольные занятия, участие в
отчетных концертах, конкурсах и фестивалях.
Учебно - методическое обеспечение программы
• Для реализации программы используются:
• плакаты с изображением фортепианной клавиатуры;
• слайды, иллюстрации, фотографии, приложенные к просмотру фильмов,
• фонограммы песен;
• аудио - видеозаписи известных хоровых коллективов;
• Фонограммы и фонохрестоматии;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН на 1 год:
№

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

1
2
3

Вводное
Вокальная работа
Музыкальная грамота

ТЕОРИЯ
1
9

ПРАКТИ
КА
43
-

Формы контроля
текущий
текущий
текущий

4
5
6

7
8

Репетиционная работа с
солистами

Текущий
-

Слушание музыки
Песни бурятских, русских и
современных композиторов

5
-

Мероприятия воспитательного
характера
Участие в отчетах концертах.

5

ито
го
5.1.3. Учебно - тематический план 1 год
№
Раздел
недели

текущий
текущий

-

текущий.

-

10

15

87

Промежуточная аттестация.

Тема

сентябрь
1

3

2
3

3
3

4
октябрь
5

3
3

6

3

7
8
9

3
3
2

Ноябрь
10
11
12

3

Декабрь
13
14
15

3

16

2

Январь
17
18
19

3

Звуковедение. Развитие чувства ритма.
Отработка сценической постановки
художественного номера. Работа с
солистами
Развитие певческого диапазона. Унисонное
пение.
Пение фальцетом.

3
3

Пение речитативом. Дикция
Освоение придыхательного пения.

3
3

3
3

Раздел1:
Музыкальнотеоретические
дисциплины
15 часов

20
13
5

Раздел 2
Вокальная
работа.

Введение. Беседа о гигиене певческого
голоса Прослушивание голосов
Мажор и минор
Темп- скорость.
Динамика-громкость.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3хчастные.
Типы голосов. Типы дыхания.
Части жанра песни: запев, куплет, припев,
кода
Песни бурятских, русских, советских и
современных композиторов
Формирование певческих навыков. Роль
распевки
Певческая установка
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
Развитие музыкальной памяти.
Дирижёрские жесты.
Артикуляция. Упражнения для развития
артикуляции.
Дыхание
Единство художественного образа и
исполнительства
Работа над тембровой окраской

Колво
часов
15

43

20

3

Февраль
21
22

3

23
24

3
3

Март
25

3

26

3

27

1

Апрель
28
29

3

30

3

31

3

Май
32
33
34

3

35

3

3

Раздел 3
Музыкальнообразовательные
беседы и
слушание музыки
15 часов

Раздел 4
Работа с
солистами 20
часов

3

2

Итого:

Раздел 5.
Практическая
деятельностьучастие в
отчетных
концертах,
конкурсах,
фестивалях.

Ансамблевое пение.
Работа над музыкальным и сценическим
образом.
Роль песни в переломные моменты истории.
Песня в жизни человека. История гимнов
России.
Песня на войне. Бардовская песня.
Современная музыка – что это? Вокальные
жанры в музыке
Творчество современных композиторовпесенников
Народное музыкальное творчество
Владение своим голосовым аппаратом.
Использование певческих навыков.
Работа
над
собственной
манерой
вокального исполнения.
Расширение диапазона голоса.
Азы Нотной грамоты.
Дикция и артикуляция.
Выявление индивидуальных красок голоса.
Вокально-хоровая работа. Творчество и
импровизация.
Движения под музыку.
Постановка танцевальных движений
Использование элементов ритмики,
сценической культуры.
Знакомство с великими вокалистами
прошлого и настоящего.
Генеральные репетиции. Прогоны.
Отчетные концерты, Тематические
выступления
Работа исполнителя-вокалиста
Урок-концерт

2

2
3

2
2

Раздел1:
Музыкальнотеоретические
дисциплины

20

10

102 часа

5.1.3. Тематический план 2,3,4 года обучения
№
Раздел
недели
Сентябрь
1

15

Тема

Введение. Беседа о гигиене певческого
голоса Прослушивание голосов
Мажор и минор
Темп- скорость.
Динамика-громкость.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3хчастные.

Колво
часов
10

4
Октябрь
5

2
2

6

2

7
8
9

2
2
2

Ноябрь
10
11
12

2

Декабрь
13
14
15

2

16

2

Январь
17
18
19

2

20

2

Февраль
21
22

2

23
24

2
2

Март
25

2

26

2

27

1

Апрель
28

2

29

2

Раздел 2
Вокальная
работа.

2
2

2
2

Раздел 3
Музыкальнообразовательные
беседы и
слушание музыки

Раздел 4
Работа с
солистами и
хором

Пение речитативом. Дикция
Освоение придыхательного пения.
Ансамблевое пение.
Работа над музыкальным и сценическим
образом.
Роль песни в переломные моменты
истории.
Песня в жизни человека. История гимнов
России.
Песня на войне. Бардовская песня.
Современная музыка – что это? Вокальные
жанры в музыке
Творчество современных композиторовпесенников
Народное музыкальное творчество
Владение своим голосовым аппаратом.
Использование
певческих
навыков,
созвучие, унисон
Работа над ансамблем и унисоном. Работа
по созданию образа.
Расширение диапазона голоса.
Азы Нотной грамоты.
Дикция и артикуляция.

30

2

30

Звуковедение. Развитие чувства ритма.
Отработка сценической постановки
художественного номера. Работа с
солистами
Развитие певческого диапазона. Унисонное
пение.
Пение фальцетом.

2
2

2

Типы голосов. Типы дыхания.
Части жанра песни: запев, куплет, припев,
кода
Песни бурятских, русских, советских и
современных композиторов
Формирование певческих навыков. Роль
распевки
Певческая установка
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
Развитие музыкальной памяти.
Дирижёрские жесты.
Артикуляция. Упражнения для развития
артикуляции.
Дыхание
Единство художественного образа и
исполнительства
Работа над тембровой окраской

12

13

31

2

Май
32
33
34

2

35

2

Итого в год:
72*3=216

2
2

Раздел 5.
Практическая
деятельностьучастие в
отчетных
концертах,
конкурсах,
фестивалях.

Выявление индивидуальных красок голоса.
Вокально-хоровая работа. Творчество и
импровизация.
Движения под музыку.
Использование элементов ритмики,
сценической культуры.
Знакомство с творчеством прославленных
детских хоровых коллективов
Генеральные репетиции. Прогоны.
Отчетные концерты, Тематические
выступления
Работа исполнителя-вокалиста
Урок-концерт

6-10

№

5.1.4.

Календарно тематическое планирование

Тема занятия

дата

1

Введение. Мажор и минор

4,5,6
сент

2

Темп- яркая интонационная
особенность музыкального
произведения
Динамика.

11,
12,
13
сент

3

Музыкальные жанры:
песня, танец, марш. Муз.
форма. Формы: 1-, 2-, 3хчастные.

1819,
20сен
т

4

Типы голосов.
Типы дыхания.
Песни бурятских, русских,
советских и современных
композиторов
Части жанра песни:запев,
куплет,припев, кода
Песни бурятских, русских,
советских и современных
композиторов

25,26,
27сен
т

6

Формиров.певч.навыков
Роль распевки

9,10,
11окт

7

Певческая установка

16,17, 3
18 окт

5

2, 3,
4
окт

ч
а
с

Элементы содержания

Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины.
3 Введение. Беседа о гигиене певческого голоса Прослушивание
голосов
Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями.
Понятие лад. Его значение в музыке.
Урок-путешествие
Прослушивание голосов
3 Певческая установка. Дирижёрские жесты Понятие-темп. Его
разновидность. Определение темпа и лада на примере
вок.произведений
Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над
динамикой при исполнении распевок
3 Распевание. Вокально-хоровая работа.
Понятие жанр,
песня, танец, марш. Особенности муз.жанров.
Слушание.
Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х
частных форм в музыке. Слушание Беседа Практическое занятие
3 Распевание. Вокально-хоровая работа.
Определение типов голосок каждого участника. Слушание вокальных
произведений. Анализ- определение типа голоса
Дыхание.
Дыхательная гимнастика. Вок.работа
Практическое занятие.
3 Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное
Закрепление
теоретического
материала.
Слушание,
анализ
музыкальных произведений.
Практическое занятие.

Место
провед
ения

Формы
контроля

Хорова
я
аудито
рия

Текущий

-

Текущий
проверка
знаний
хоровых
партий
Текущий
анализ муз.
произведений

-

-

Текущий
Муз.
викторина;

-

Текущий
Хоровое
пение

Певческая установка. Дыхание. Звуковедение.Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. Практическое
занятие.

Текущий
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Текущий
Устный

Раздел 2 Вокальная работа.
3

Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения
Практическое занятие.

-

-

8

9

10

Развитие слуха.
Слух- регулятор голоса.

Развитие музыкальной
памяти. Дирижёрские
жесты.
Артикуляция. Упражн. для
развит.артикуляции.

23,24, 3
25 окт

Интонирование. Вокальные
исполнителя.
Практическое занятие.

упражнения

для

развития

слуха -

30,
2
31 окт

Певческая установка. Дыхание. Звуковедение Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа

13,14, 3
15
нояб
20,21, 3
22нояб

Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата.
Практическое занятие.

-

Текущий

-

Текущий

11

Дыхания

12

Единство художественного
образа и исполнительства

27,28,
29
нояб

3

Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности
Занятие-постановка, репетиция

Текущий

13

Работа над тембровой
окраской

4,5,6
декаб

3

Текущий

14

Звуковедение. Развитие
чувства ритма.

3

15

Отработка сценической
постановки
художественного номера.
Развитие певческого
диапазона. Унисонное
пение.
Пение фальцетом.

11,12,
13
дек
18,19,
20
дек
25,26
декаб

Певческая установка. Дыхание. Звуковедение Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа. Занятие-постановка,
репетиция
Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив)
Занятие-постановка, репетиция
Дикция. Вокально-хоровые упражнения. Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа. Работа с солистами Занятие-концерт
Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон
Занятие-постановка,
репетиция
Дикция.
Вокально-хоровые
упражнения.
Понятие пение фальцетом. Постановка голоса.
Занятие-постановка, репетиция
Певческая установка. Дыхание. Звуковедение Ритмические
особенности сольного произведения. Занятие-постановка, репетиция
Понятие придыхательного пения. Практическая отработка.
Занятие-постановка, репетиция Певческая установка. Звуковедение

-

Текущий

-

Текущий

-

Текущий

-

Текущий

16

17
18
19

Пение речитативом.
Дикция
Освоение придыхательного
пения. Ансамблевое
пение.

3

2

8,9,
3
10янв
15,16, 3
17янв
22,23. 3
24 янв

Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.
Занятие-постановка, репетиция

опрос.
Хоровое
пение
Текущий
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Текущий

Текущий
концерт

Сольное исполнениё номера.
Занятие-постановка,
репетиция
Выразительность исполнения
Раздел 3. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
20

Работа над музыкальным и
сценическим образом.

29,30, 3
31 янв

21

Жанровое разнообразие
музыки.
Роль песни в переломные
моменты истории.

5,6,7
февр

3

22

Песня в жизни человека.
История гимнов России.

12,13,
14
фев

3

23

Песня на войне.
Бардовская песня.

19,20 3
21февр

24

Современная музыка – что
это?
Вокальные жанры в музыке

26,27, 3
28фев

25

Тв-во современных компров-песенников
Нар.музыкальное тв-во

5,6,7
Март

5

-

Текущий

Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и
взаимодействиях.
Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры
военных песен.
Дикция. Вокально-хоровые упражнения.
Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей
жизни.
Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему?
Практическое
занятие.
Певческая
установка.
Дыхание.
Звуковедение
Показать значение песен во время Великой Отечественной войны.
Примеры подвигов, свершившихся с песней. Дикция. Вокальнохоровые упражнения.
Знакомство с тв-вом композ. бардов: Визбор, Высоцкий, Окуджава…
Практическое занятие.
Работа с солистами Сводные репетиции.Беседа о значимости
современной музыки, ее особенностях и муз. языке Знакомство с
жанром романса, баллады, оперетты, арии.
Практическое занятие.
Работа с солистами Сводные репетиции.
Особенности народной музыки. Знакомство с фольклором Бурятии
Практическое занятие.

-

Текущий
тестирование

-

Текущий
тестирование

Театр
филар
мония

Текущий

театр

Текущий
уроки –
концерты,

Театр
филар
мония

Текущий
уроки –
концерты,

Певческая установка. Дыхание. Звуковедение Выбор музыкального
произведения для сольного исполнения. Разучивание сольных
произведений.
.
Работа с солистами Сводные репетиции. Понятие манера
исполнения. Вокальная работа
Пение под минус 1. вокальная работа Практическое занятие.

Хорова
я
аудито
рия
-

Текущий
Хоровое
пение

Динамика.

Фразировка.

Раздел 4. Работа с солистами и ансамблем
26

Владение своим голосовым 12,13,
3
аппаратом. Использование 14март
певч. навыков.

27

Работа над собственной
манерой
вокального
исполнения.
Освоение исполнения бэквокал.
Расширение
диапазона
голоса.

28

19,20, 3
21март

2,3,4
апрел

3

Разучивание распевок и муз произведений для расширения диапазона голоса

Текущий
Хоровое
пение
Текущий

Нотная грамота.

ь

Знакомство с длительностями нот. Пение по нотам Певческая
установка. Дыхание. Звуковедение

Дикция
и
артикуляция. 09,10, 3 Динамика. Фразировка. Выразительность исполнения Работа над
Сценич.
хореография. 11
артикуляцией. Вокальная работа
Анализ возможностей голоса
Выявление индивидуальных апр
солиста. Занятие-постановка, репетиции
красок голоса.
30 Вокально-хоровая
работа. 16,17,
3 Певческая установка. Дыхание. Звуковедение Практическое
Тв-во
и
импровизация. 18апр
занятие. Работа с хором и солистами Сводные репетиции.
Движ.под музыку.
Работа над ансамблем и унисоном. Работа по созданию образа
31 Работа над ансамблем и
23,24,
3 Концерт.
унисоном. Работа по
25 апр
созданию образа
Использование элементов
ритмики, сценической
культуры.
32 Знакомство с творчеством
30,2 Динамика. Фразировка. Выразительность исполнения Творчество
прославленных детских
2май
Практическое занятие. Беседа
хоровых коллективов
Раздел 5. Практическая деятельность-участие в отчетных концертах, конкурсах, фестивалях.
33 Беседа о гигиене певческого 7,8
2 Как беречь свой голосовой аппарат при простудных заболеваниях.
голоса
май
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах
Народное творчество
34 Работа исполнителя4.15,
3 Закрепление изученного.
вокалиста. Урок-концерт
16 май
Практическое занятие.
35 Работа исполнителя21,22,23
Певческая установка. Дыхание. Звуковедение
вокалиста. Урок-концерт
май
Итого: 102 часа
29

-

Текущий

-

Текущий

-

Промежуточ
ная
аттестация
Весенний
фестиваль

-

Текущий
Муз.
викторина

-

Текущий
тестирование

Хоровое
пение
Промежуточная
аттестация
-

Планируемые выступления:
1. День знаний 2 песни
2. День Учителя
3. День матери
4. Новый год
5. Подготовка и участие в международном проекте «Широкая Масленица»
6. Сагаалган в театре Бур драмы
7. 23 февраля
8. 8 марта концерт в школе
9. Отчетный концерт школы
10. Международный конкурс исполнителей в Монголии
11. 9 мая - День Победы.
12. Последний звонок
5.1.5. Содержание курса.
Вокальные навыки. Этап овладения певческим голосом. Петь в диапазоне: первые голоса —
Д01—ми2 (фа2, соль2); вторые —Д01 — ми2 (фа2); третьи — лям (сим)— до2 (ре2). Соблюдать
певческую установку, петь с мягкой атакой, уметь пользоваться твердой как средством
выразительности. Петь естественным, легким, нежно-звонким, мягким звуком, сохраняя
индивидуальность тембра, звуком, ровным по всему диапазону голоса; в меру эмоционально, в
соответствии с характером произведения. Знать правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации.
Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание,
сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением фразировать. Уметь во-кально
полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить
трудные буквосочетания, сложные тексты. Уметь самостоятельно выразительно - осмысленно петь
песни различного характера; импровизировать на стихотоворные тексты (небольшие и удобные для
пения).
Наступление мутационного периода. Петь в диапазоне: первые голоса — до1—ми2 (фа2); вторые —
До1—ре2 (ми2); третьи — ля„—до2 (ре2), Уметь соблюдать певческую установку, петь с мягкой
атакой. Все вокальные навыки продолжают укрепляться, хотя мутация вносит различные
индивидуальные отклонения в певческое развитие участников хора. В звучании сохраняется
индивидуальность тембра, но может появиться сипота, хрипота, «потускнение» тембра, поэтому
необходимо хористам знать правила охраны голоса в связи с возрастными изменениями, строго
выполнять в этот период певческий режим. Дыхание должно оставаться активно-спокойным, но может
стать менее равномерным, а у юношей даже прерывистым.
Приобретается навык коллективного импровизирования, интерпретации исполняемых произведений.
Приобретенные навыки укрепляются, хотя в голосах проявляются возрастные изменения, которые и
учитываются.
Хоровые навыки. Закрепление и некоторое продвижение по всем хоровым навыкам.
Завершение второго этапа индивидуального певческого развития школьника. Наступает
постмутационный период.
Петь в диапазоне: сопрано — Д01—соль2 (ля2); альты — ЛЯ| — ми2 (фа2); тенора — дом—Д01 (ре,);
басы — си б— лям (сим). Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой.
Петь естественно, мягко, с вибрато, нежно-звонко, но и прикрытым звуком, с хорошей дикцией.
Дыхание должно быть свободным, экономным, длинным, обеспечивающим гибкость голоса при
исполнении штрихов и динамических оттенков, хотя у юношей пока в меньшей степени. Петь
выразительно, оптимально эмоционально на уровне, обусловленном творческим развитием участника
хора к настоящему времени, владением всеми певческими навыками, голосом в целом. Свободно
импровизировать индивидуально и в хоре. Знать основы музыкальной грамоты. Петь по нотам весь
репертуар хора.
Уметь петь чисто, слаженно двухголосные и трехголосные произведения, петь в ансамбле; с
сопровождением и без сопровождения. Петь по нотам трехголосные произведения. Уметь петь чисто,
слаженно трехголосные произведения с сопровождением и без сопровождения, уметь петь в ансамбле.
Петь по нотам трехголосные песни, произведения.

Вокально-хоровая работа
Повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков у
каждого участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной
ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и других
личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к пению своему и
товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в хоре, охраны голоса, особенно
в связи с предмутационным, мутационным и постмутационным периодами, характерными для данных
возрастных групп. Продолжение работы по всем поставленным с начала обучения задачам. Певческая
установка должна стать навыком. Дыхание — ровным, спокойно-активным, экономным, длинным,
обеспечивающим достаточную для этого возраста гибкость голоса. Дыхание свободно используется в
произведениях разного характера. Диапазон голоса у каждого примерно полторы октавы. На всем
диапазоне смешанное звучание (микст) с характерными для юношеского голоса проявлениями
элементов «взрослости». Музыкально¬певческий слух развит разносторонне и гармонично. Звучание
певческого голоса мягкое, приятное, звонкое, полетное, с наличием вибрато, в меру прикрытое,
имеющее индивидуальность тембра (все это может иметь особенности, обусловленные возрастными
изменениями).
Пение выразительное, достаточная певческая эмоциональность, дикция — четкая.
Чистое интонирование унисона и многоголосия. Безупречное исполнение произведений, разных по
темпу и ритмическому рисунку. Сформировано чувство строя, ансамбля, свободное фразирование с
хорошим вкусом. Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера. Умение
правильно оценивать и интерпретировать исполняемое или прослушиваемое произведение.
Потребность в музыкально-эстетической деятельности. Формирование певческой культуры.
Пение произведений
Беседы о разучиваемых произведениях. Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах музыкального
народного творчества;, специфических особенностях песен и танцев народов России. Раскрытие
исторического значения, содержания, особенностей (лада, метроритма, голосоведения, структуры,,
формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ ее текста, разъяснение непонятных (забытых) слов.
Произведения бурятских композиторов, современных авторов и классика. Сообщение об авторах
музыки и текста, освещение исторической эпохи, в которую они жили или живут, раскрытие
биографии, творческого портрета, ведущей творческой позиции, тематики, стилевых, жанровых,
национальных и других особенностей произведения. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практические занятия: Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности
художественного образа (музыкального и поэтического). Разучивание сочинения с сопровождением и
без него, раздельно по партиям и со всем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над
технической стороной и художественным образом.
Пение учебно-тренировочного материала-распевки-упражнения:
Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон
музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения. Распевания.
Практические занятия. Показы упражнений. Их разучивание и впевание. Контроль за качеством их
исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.
Пение импровизаций
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.
Практические занятия. Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или
игры на элементарных музыкальных инструментах. Пение импровизаций мелодий на разные
стихотворные тексты, на автентический оборот типа «вопрос— ответ», на полном гармоническом
обороте, импровизации-вариации, «цепочкой» (когда участники хора поют друг за другом, как бы
продолжая музыкальную мысль), импровизации на заданную тему, в различном характере, с
различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен и т. д.
Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, осваиваемого учащимися на занятиях
хора, а также произведений, которые они изучают по специальному инструменту. Частичное
привлечение нового музыкального материала (хоровой и инструментальной музыки), осуществление
связей с другими искусствами. Опора на знания, умения, навыки, которые участники хора
приобретают на других занятиях. Расширение кругозора учащихся-, формирование их слушательской

культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в
окружающей жизни с позиций личности социалистического общества.
Практические занятия. Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с
использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или литературы.
Организация собеседований по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося
события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов,
музыкальных спектаклей и фильмов.
Работа над репертуаром.
Вокально-хоровое воспитание и развитие детей в основном происходит в процессе работы над
музыкальными произведениями. Отсюда огромное значение имеет работа над репертуаром. При
выборе репертуара учитывается: художественность, качество поэтического текста, характер мелодии и
всех партий в партитуре, метроритмические особенности, фразировка, динамические оттенки,
продолжительность произведения, его форма, структура, особенности драматургического развития,
эмоциональная насыщенность, а также учитывается развитие певческого дыхания, для чего
используются произведения кантиленного характера, а также пение на стаккато и легато.
Предпочитается удобный диапазон, благоприятные тесситурные условия для данного возраста и
состава хора. Немаловажным моментом при выборе произведений является степень трудности
произведений, поскольку перегрузки снижают уровень работы с хором.
Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения
музыкально-художественного кругозора детей, поэтому произведения русской и зарубежной классики
должны сочетаться с современными песнями и народными песнями разных жанров.
Примерный хоровой репертуар.
(жирным курсивом выделены произведения, которые уже исполнялись хором, или
находятся в работе.)
1
год
обучения 2
год
обучения 3 год обучения народные песни
Примерный
репертуар Примерный
репертуар • Б. Н.П. «Перепелка»
хорового класса
хорового класса
• Р.н.п. обработке Гурилева «По
народные песни
народные песни
улице мостовой».
• Р. н. п. «Уж как по лугу- • Р.н.п. в обр. Новикова «Эй, • Р. н. п. в обр. Свешникова «Пой,
лугу»
ухнем»
пой певунья-птичка»
• Г. н. п. «Сулико»
• Р. н. п. «Как пойду я на • П. н. п. «Реченька»
быструю речку»
• Р. н. п. « Ах ты, ноченька»
• Р. н. п. в обр. Славнитского «Как
•
Р.
н.
п.
в
обр.
Свешникова
• Р.
н.
п.
в
обр.
на дубе»
Благообразова «Со вьюном «Смолк давно соловушко»
• Р. н. п. в обр. Красотиной «Ах ты,
я хожу»
• У. н. п. в обр. Стеценко душечка»
• Р. н. п. «Калина, малина» «Сеяв мужик просо»
• Р. н. п. «Как пойду я на быструю
• Р. н.п. в обр. Анцева «Лен • Р. н. п. «Уж как по лугу, речку»
лугу»
зеленый»
• Г. н. п. «Сулико»
• Р. н.п. в обр. Анцева «В • Р. н. п. «Ах, вы сени».
русская классика
Духовная музыка:
сыром бору тропина»
• Варламов «Горные вершины»
«Христос • Кюи «Заря лениво догорает»
• А. н.п. муз. Гусейнли • Тропарь
воскресе»
«Цыплята»
• Гречанинов «Черемуха»
• Симоновская
• Б.Батодоржиев «Нютагай»
• Даргомыжский
«Сватушка» из
• Б.Батодоржиев «Орыты «Херувимская»
оп. «Русалка»
русская классика
манайда»
• Чайковский «Пойду ль, Выйду
• Рукин «Ворон к ворону ль я» из оп. «Чародейка»
• Гн.п. «Светлячок»
• Укр.н.п.«Сеяв
мужик летит»
• Чесноков
«Крестьянская
• Калинников
«Проходит пирушка»
просо»
• Русская народная песня лето»
• Мусоргский «Батя-батя» из оп.
• Семеняко «Криницы»
«Пойду ль я выйду ль я».
«Хованщина»
•
Глинка
«Жаворонок».
• Русская народная песня
• Глинка «Свадебный хор» из оп.
• Римский-Корсаков «Вторая «Иван Сусанин»
«Дон-дон».
Леля» из
оперы • Рубинштейн «Горные вершины»
• Русская народная песня песня
«Снегурочка».
«Не летай, соловей».
• Глинка «Жаворонок»Рубинштейн
• Аренский, ст. Щепкиной

• Литовская
народная
песня
«Солнышко
вставало»
• канон Японская народная
песня «Вишня»
• Русская народная песня
«Милый мой хоровод»
• Русская народная песня «А
мы просо сеяли»
русская классика
• Варламов
«Горные
вершины»
• М.Глинка «Воет ветер в
чистом поле»
• Аренский «Спи, дитя мое,
усни»
• Алябьев «Песня о молодом
кузнеце»
• Варламов, ст. Фета «На
заре ты ее не буди».
• Варламов, ст. Лермонтова
«Белеет парус одинокий».
• Яковлев,
ст.
Пушкина
«Зимний вечер».
зарубежная классика
• Мендельсон «На юге»
• Ф.Шуберт «Липа»
• Бетховен
«Восхваление
природы человеком»
• Шуберт «Какая ночь»
• Шуберт «Липа»
современная музыка
• Ю.Чичков
«Солдатские
звезды»
• Дубравин «Рояль»
• Дубравин «Ты, откуда
музыка»
• Чичков
«Баллада
о
неизвестном матросе»
• А.Андреев «Степь моя»
• С.Манжигеев «Песня о
родном городе»
• П.Дамиранов
«Манай
hургуули»
• Б.Батодоржиев «Сагаан
hарын мэндэ»
• Крылатов «Ты человек»
• Е.Крылатов «Ласточка»
• Савельев
«Утренняя
песенка»
• Соснин
«Солнечная
капель»
• Минков «Дорога добра»
• Дубравин «Огонёк добра»

«Колыбельная».
зарубежная классика
• И-С. Бах «Весенняя песня»
• Мендельсон «Лес»
• Мендельсон
«Как
иней
ночкой»
• Шуман «Лотос»
• Заринь «Ноктюрн»
• «Кукушка».
А
КАПЕЛЛА
• Норвежская
народная
песня «Камертон».
• Шуберт
«Музыкальный
момент».
• Италь. народная песня
«Санта-Лючия».
• Капуа «Солнышко мое».
Духовная музыка:
• Тропарь
«Христос
воскресе»
• Симоновская
«Херувимская»
современная музыка
• Струве «Песня матерям
погибших героев»
• Ледоницкий
«Юность
верит в чудеса»
• Дубравин «Песня о земной
красоте»
• Хачатурян «Мелодия»
• С.Манжигеев «Песня о
родном городе»
• П.Дамиранов
«Манай
hургуули»
• Б.Батодоржиев
«Сагаан
hарын мэндэ»
• А.Андреев «Тунхэн»
• А.Андреев «Инаг дураяа
гамнаарай»
• А.Андреев «Хухы шубуун
донгодоо»
• В.Дамбаев
«Бургааhан
морид»
• М.Цыренов «Наран»
• Дубравин «Гармошка»
• Песков «Сказочка»
• Рахманинов «Сосна»
• А.Андреев «Эгэшэ аха
хоёрни»
• Соколов «Давно уж войны
отгремели раскаты».
• Зацепин «Море»
• Гаврилин «Мама».

«Ноченька» из оп. «Демон»
• Гречанинов «Урожай»
• Варламов «Горные вершины»
• Гречанинов «Узник»
«Хор
половецких
• Бородин
девушек» из оп. «Князь Игорь»
• Качини «Аве Мария»
зарубежная классика
• Вебер «Хор охотников» из оп.
«Волшебный стрелок»
• И.Штраус «Ты помнишь весною?»
• В.Моцарт
«Только
храбрым
слава»
• Гершвин «Как тут усидеть» из
оп.«Порги и Бесс».
• Шуберт «Мельник».
• Григ «Заход солнца» из П.Гюнта.
Духовная музыка:
• Тропарь «Христос воскресе»
• Симоновская «Херувимская»
• П.Чесноков «Трисвятое»
современная музыка
• Ю. Ирдынеев «Колыбельная»
• А.Андреев «Степь моя»
Ю.Ирдынеев «Шинии, минии,
манай»
Б.Бальжинимаев «Унаган»
• А.Андреев «Эжынгээ турэhэн
нютагта»
• Молчанов «Помолчим»
• А.Андреев «Ночью в степи»
• Ю.Ирдынеев «Энхэ мэндэ ябая»
• Дубравин «Ты, откуда музыка»
• Дубравин «Рояль»
• Чичков «В небе тают облака»
• А.Андреев «Ночью в степи»
• А.Андреев «Синий месяц над
тайгой»
• А.Андреев «Осенью»
• Б.н.п. «Сэсэгууд»
Зацепин
«Море»
Гаврилин
«Мама».
Крылатов
«Песенка
о
снежинке»
Чичков
«Утро
школное
здравствуй»
• Чичков « С вами каждое утро»
• Мигуля « Песнь о солдате»
• Аедоницкий «Довоенный вальс»
(из репертуара Кобзона).
• Г. Шарин. К. Ибряев «Учитель
взял твою руку»

• Славкин «Нотная песенка»
• Колмагорова «Дай мне
руку»

• Крылатов
снежинке»
• Ибряев
книга»
• «Утро
здравствуй»

4 год обучения народные
песни
• Р. н. п. «Реченька»
• Р.н.п. Калина-малина
• Б.н.п. в обр. Д. Аюшеева
«Хатар жороохон хyлэгоороо
• Б.н.п. в обр. Д.Аюшеева
«Боролжон»
• Б.н.п. в обр. Ж.Батуева
«Ононой эрьедэ»
• Р. н. п. в обр. Орлова «Вейся,
вейся капустка»
• С. н. п. в обр. Новака
«Гусары»
• Р. н. п. «Со вьюном я хожу»
• Б.н.п. в обр. Ж.Батуева
«Арбаадхан сэргэ»
• Б.н.п. в обр. Д.Аюшеева
«Боролжон»
• Б.н.п. в обр. Ж.Батуева
«Ононой эрьедэ»
• Р. Н.п. «Как пойду я на
быструю речку».
• Р.
Н.п.
в
обработке
Гречанинова «Сеяли девушки
яровой хмель».

«Песенка

о

«Раскрыта
школьное

русская
и зарубежная
классика
• Глинка «Жаворонок»
• Бойко «Зимняя дорога».
• Дарзинь «Сломанные сосны»
• Шульгин «Друг неизвестный»
• Чайковский
«Девицыкрасавицы» оп. «Е.Онегин»
• Чайковский «Я завью, завью
венок» из оп. «Мазепа»
• Бородин «Хор половецких
девушек» из оп. «Князь Игорь»
• Варламов
.Лермонтов
«Горные вершины»
• Рубинштейн, ст. Пушкина
«Туча».
• Глиэр,
стихи
Плещеева
«Травка зеленеет».
• Глиэр, «Вечер»
Духовная музыка:
• Качини «Аве Мария»
• Тропарь «Христос воскресе»
• Симоновская «Херувимская»
современная музыка

Структура хорового занятия:
№
Этап урока
Наполнение
Подготовительный раздел
1

Орг. момент

Введение

2

Распевка

Подготовка голоса к работе

Основной раздел
3

Основная тема

4

Активизация
прежних знаний

5

Работа
урока

6

Разминка

по

теме

Ключевые знания – основная
четверти..Углубление – тема урока
Повторение пройденного материала
Основной учебный материал
Игровой перерыв в работе, отдых

• А.Андреев «Эжимни»
• А.Андреев «Хухы шубуун
донгодоо»
• А.Андреев «Баин – саган»
• А.Андреев «Мой Байкал»
• Б.
Цырендашиев
«Еохор,
еохор, хаанамши»
• Чичков «Утро школное
здравствуй»
• Чичков « С вами каждое
утро»
• Мигуля « Песнь о солдате»
• Аедоницкий
«Довоенный
вальс» (Кобзон).
• Г.
Шарин.
К.
Ибряев
«Учитель взял твою руку»
• Калныньш «Музыка»
• Дунаевский «Лев и Брадобрей»
• Дунаевский «Цветные сны»
• Дунаевский «Непогода»
• Егоров «Облака»
• Туликов «Не повторяется»
• Митяев
«Изгиб
гитары
жёлтой»
• Макаревич «Пока горит свеча»
• Зацепин «Море»
• Зацепин «Призрачно все»

Формы и методы
Целеполагание
Мотивация
Певческая установка
Вокальные упражнения
тема

Актуализация
Повторение
вокальнохорового материала
Освоение УУД в хоровом
мастерстве,
Вокальнопевческая установка
Дидактические игры
Ритмические
упражнения,

7

Продолжение
работы

Заключительный раздел
8 Вывод

игры
Частное
и
целое,
Движение к основному выводу урока –
систематизация, обобщение.
кульминация – основная мысль урока
УУД, освоенные в ходе урока
Итог урока

Умение выделить главное

Основное содержание хоровых занятий
Раздел
Содержание
Виды деятельности
Прослушивание
детских Различать настроения, чувства и характер
«Вокально голосов. Строение голосового человека, выраженные в музыке;
-хоровая
аппарата,
техника проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
работа»
безопасности, включающая в личностное отношение при восприятии и
себя профилактику перегрузки исполнении музыкальных произведений;
и
заболевания
голосовых - сравнивать музыкальные произведения разных
связок. Соблюдение правил жанров и стилей;
певческой
установки. - исполнять различные по характеру музыкальные
Разогревание
и
настройка произведения;
голосового аппарата певцов с - разучивать и исполнять образцы музыкально –
целью подготовки их к работе. поэтического
творчества
(прибаутки,
Развитие вокально – хоровых скороговорки);
навыков. Навык правильного - сравнивать различные образцы народной и
певческого
дыхания. профессиональной музыки;
Исполнение музыкальных фраз - выявлять характерные свойства народной и
на
непрерывном
дыхании. композиторской музыки;
Основнные правила цепного - сравнивать музыкальные и речевые интонации,
дыхания.
Знакомство
с определять их сходство и различие;
дирижёрскими
жестами. - выявлять различные по смыслу музыкальные
Унисон. Вокальная позиция. интонации;
Связное
пение.
Активная - анализировать и соотносить выразительные и
подача звука. Звуковедение. изобразительные интонации, свойства музыки в их
Вокальная
дикция. взаимосвязи и взаимодействии;
Артикуляция.
Начало - ориентироваться в нотном письме как
двухголосного пения.
графическом изображении интонаций;
- воспроизводить мелодии с ориентацией на
нотную запись;
- наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов;
- общаться и взаимодействовать в процессе
коллективного
воплощения
различных
художественных образов;
- оценивать собственное исполнение и общее
звучание всего хора;
- узнавать певческие голоса;
- определять разновидности хоровых коллективов.
Исполнять различные по характеру музыкальные
Музыкаль Основы музыкальной грамоты. произведения;
но
– Устойчивые и неустойчивые - применять знания основных средств музыкальной
теоретичес звуки. Фраза. Запев, припев. выразительности при анализе прослушанного
кая
Тембры певческих голосов. музыкального произведения и в исполнительской
подготовка Высокие и низкие звуки. деятельности;
Звукоряд.
Упражнения
по - наблюдать за процессом и результатом
выработке
точного музыкального развития на основе сходства и
воспроизведения
мелодии. различия интонаций, тем, образов;

Упражнения на высоту звука.
Метр, темп.
Художественный
образ.
Совершенствование певческих
навыков.
Владение
своим
голосовым
аппаратом.
Использование
певческих
навыков.
Нотная
грамота.
Вокально-хоровые навыки в
исполнительском мастерстве.

Теоретико
–
аналитичес
кая работа

Гигиена певческого голоса.
Прослушивание
небольших
музыкальных
произведений.
Введение понятий: вступление,
запев,
припев,
куплет,
вариация. Краткий рассказ о
музыкальном
произведении,
сообщение о композиторе, об
авторе
слов.
Показ
–
исполнение песни. Закрепление
музыкального
материала
с
сопровождением и без него.
Создание
народной
песни,
манера её исполнения.

воплощать
различные
по
содержанию
музыкальные образы, поэтические фантазии;
- наблюдать за исполнительскими приёмами и
способами передачи музыкально – поэтической
народной речи;
- овладевать мелодическим варьированием,
подпеванием, «припеванием»;
создавать
и
предлагать
собственный
исполнительский план разучиваемых музыкальных
произведений;
- участвовать в хоровом исполнении гимна России,
гимна школы;
- участвовать в музыкальной жизни школы;
- общаться и взаимодействовать в процессе
хорового воплощения различных художественных
образов;
- узнавать изученные музыкальные сочинения и
называть их авторов;
- оценивать и корректировать собственную и
коллективную
музыкально
–
творческую
деятельность.
Анализировать выразительные и изобразительные
интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и
взаимодействии;
- применять знания основных средств музыкальной
выразительности в исполнительской деятельности;
- высказывать мнение о содержании музыкального
произведения;
- осуществлять собственный музыкально –
исполнительский замысел в пении;
создавать
и
предлагать
собственный
исполнительский план

Вокально-хоровая практика
Певческая установка:
Положение корпуса, головы, посадка хорового певца, при пении «сидя»,
Положение корпуса, головы при пении «стоя».
Вокальное дыхание:
Дыхание перед началом пения,
Одновременный вдох и начало пения,
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого
произведения: медленное, быстрое,
Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых
произведениях, более спокойное, но также активное в медленных),
Цезуры,
«Цепное» дыхание (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных
музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
Звуковедение
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (без форсирования), Преимущественно мягкая
атака звука,
Пение нон легато (не связно) и легато (связно),
Нюансы - mF, mP, P, F,

Осмысленная вокальная фразировка и выразительное интонирование.
Артикуляция и дикция.
Гласные и согласные, их роль в пении,
Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах, Вокальное произношение
согласных звуков,
Взаимоотношение гласных и согласных в пении.
Развитие дикционных навыков.
Ансамбль и строй
Выработка осознанного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней
лада),
Ритмическое единство в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть,
восьмая, половинная),
Динамическая ровность при исполнении музыкального материала всем хором, группой певцов,
Темповое единство в произведениях разного характера и скорости,
Усложнение задач 1 года обучения
Последовательное осознанное включение элементов двухголосия: голос и сопровождение, соло и хор,
музыкальный разговор (Интонации), втора (точное повторение), канон (повторение с опозданием),
вокальный интервал и аккорд
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе,
Простое двухголосие с аккомпанементом,
Несложные двухголосные упражнения в распевке без сопровождения
Интонирование ступеней
мажора и минора,
Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах,
Усложнение ритмического рисунка (шестнадцатые, пунктирный ритм).
Работа над формированием исполнительских навыков
Анализ словесного текста и его содержания,
Грамотное чтение нотного текста,
Анализ ладового строения мелодии,
Анализ построения музыкального материала – деление на мотив, фразу, предложение, части,
Определение формы произведения - куплетная, двухчастная, трехчастная.
Восприятие и понимания дирижерского жеста
Жест «Внимание»
Жест «Дыхание»
Жест «Вступление» и «Окончание»

Список литературы
1. Весёлые занятия музыкой в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ;
Сталкер, 2002
2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г ПарнесМ.: АСТ 2005г
3. В.В Федонюк. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. С-Петербург; Изд «Союз
Художников», 2003 год
4. Давыдова М.А. Уроки музыки- М.:ВАКО 2008г (Мастерская учителя)
5. Программа для руководителей хора учащихся средней школы сост В. В Фадин. Волгоград:
Учитель 2011
6. Самоучитель по пению; перевод с английского/ Линда Маркуорт.- МАСТ Артель 2008
7. Мир вокального искусства : программа разработки занятий, методические рекомендации / авт. Сост
Г.А Суязова- Волгоград: Учитель, 2009г
8. Современное занятие музыкой: творческие приёмы и задания / Е.А Смолина – Ярославль; Академия
развития, 2007гАлиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика
9.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2000.-336 с: ноты.
13. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М.,2003.
14. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве, Музыка 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83012231138

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».