Рабочая программа по бурятскому языку среди 5-8 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности по бурятскому языку для 5-8
классов разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными
документами и с учетом воспитательной программы ГБОУ РМШИ:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, (в
действующей редакции);
•
Федеральный закон №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14
федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденная приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 (в действующей
редакции);
•
Закон «Об образовании в Республике Бурятия» (с изменениями на 9 мая 2018 года) от 13
декабря 2013 года № 240-V;
•
Статья 10.2 Получение образования на родном языке из числа языков народов Российской
федерации;
•
Методологические рекомендации Министерства и науки РБ от 28 мая 2015 года № 0216/1759 «Об организации бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях в
РБ.2015-2016 гг.
•
Приказ Министерства образования и науки РБ от 12.01.2017 № 17 «О мерах по созданию
условий для изучения и преподавания бурятского языка».
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 года №712
об изменениях в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего,
основного общего и среднего общего образования в части разработки программ воспитания;
•
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2020
г. №1897»;
•
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189);
•
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г.
«О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
•
Приказ №632 от 22 ноября 2019 года «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ основного общего, среднего общего образования»;
•
Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении рекомендаций»
№;
•
Примерная авторская программа (Авторы: С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова. Улан-Удэ:
издательство «Бэлиг» 2016 г. УМК (Алтаргана));
•
Положение о рабочей программе ГБОУ РМШИ;
•
Учебный план ГБОУРМШИ г. Улан-Удэ;
•
Воспитательная программа ГБОУ РМШИ.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Культура каждого народа многогранна и уникальна. Каждая нация со дня своего
возникновения создавала, совершенствовала свою систему воспитания. Сохранение и развитие
нации связано прежде всего с сохранением и функционированием её языка, культуры и традиции.
И поэтому создается потребность по-новому осмыслить пути изучения бурятского языка,
заглянуть в её прошлое с тем, чтобы восстановить идеи, мысли, заложенные в содержании
национальных ценностей.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей
образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических
системах, в том числе в школе.
Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов
взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить
здоровье ребенка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного
хозяина(хозяйки), мужа(жены), отца(матери).
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трех
компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального
воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально- нравственного
воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор - одно
из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и
реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей
понимать добро и зло, противостоят плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и
великодушие к природе.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился.
Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка
земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он,
повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории,
осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление
младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий
подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный
процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей
с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного
для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей,
бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать
свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки
бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко
всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через
осознание своей значимости, неповторимости.
Основной целью программы является развитие способностей детей к обучению на
бурятском языке, обеспечение коммуникативно- психологической адаптации школьника к
языковому миру. Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе,
формирование у школьников личной ответственности и гордости за свой край, город.
Задачи работы кружка: знакомство детей с историей и географией своего края через
изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий
мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции,
включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края.
Актуальность данной программы нацелено на ознакомление обучающихся с фактами и
явлениями культуры бурят, которые необходимы для полноценного общения на бурятском языке

в рамках начального курса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической
значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над
проектами, при подготовке к олимпиаде по краеведению, бурятской литературе.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система
использования бурятского языка в развитии индивидуальности школьника через применение
личностно-ориентированного, коммуникативного и социокультурного подхода в обучении. Эти
подходы учитывают интересы, потребности учащегося.
Практическая значимость программы заключается в том, что занятия во внеурочное время
способствуют повышения интереса к предмета и дают возможность учащимся проявить свои
способности.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся для учащихся 5-8 классов школы.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения
города, музеи, театры, памятные места. Практическая направленность программы позволяет
учащимся усваивать материал в деятельности.
Планируемые результаты
Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного
края в развитии республики Бурятия, России в целом.
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за свой город, за республику этических нормы отношений в семье, между
поколениями, между людьми различных национальностей, вероисповеданий;
Регулятивные
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок.
Познавательные
Обучающийся научится:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями;
работать в семейных архивах;
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
сравнивать и обобщать факты;
Коммуникативные
Школьники приобретут опыт социально значимого действия:
самообслуживания и самоорганизации, организации совместных дел с другими учениками класса;
опыт ответственности за свои поступки;
нравственного взаимодействия с людьми разных поколений, национальностей, вероисповеданий;
эмоционального восприятия культурных ценностей; этнокультурных традиций; участия в
мероприятиях художественно-эстетической направленности;
у учащихся сформируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
обществе, способность к организации социально значимой деятельности
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. В программе кружка
предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Можно использовать на занятиях

познавательные беседы, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая
игра, ролевая игра, проектная деятельность, коллективно-творческие дела.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности по бурятскому языку для учащихся 5 -8
классов:
должны знать:
-историю родного края, обычаи своих бабушек и дедушек, праздники своего народа.
-жанровые особенности фольклорных произведений ( улигеры, загадки, пословицы, поговорки,
благопожелания, скороговорки)
-изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных
жанров бурят.
должны уметь:
-петь народные песни.
- рассказывать сказки, легенды, предания.
-ставить бурятские народные игры.
-выразительно исполнять движения под музыку.
-передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми.
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра(загадки, пословицы и сказки)
- точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях.

Содержание деятельности
Содержание и методика преподавания данного курса направлены на развитие личности
младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода.
Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя
новые знания.
Специфика содержания курса предполагает использование разнообразных форм обучения.
Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в парке, в музее, в театре.

Программа внеурочной деятельности для 5-8 классов имеет следующие 7 разделов,
такие как «Мой отчий край – Республика Бурятия», « Я и моя семья», «Музеи Улан –
Удэ», «Театры Улан –Удэ», «Народные праздники», «Декоративно – прикладное
искусство народов бурятского народа», «Природа и экология».
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов рассчитана на 1 учебный
год 34 часа.
Тематическое планирование
№
1

Раздел
Тема занятия
Мой отчий край – Республика Мой отчий край – Республика Бурятия
Бурятия (10 часов)
Моя м алая родина
История Верхнеудинска
Республика Бурятия. Символы Бурятии: флаг,
герб, гимн.
Улан-Удэ– столица Бурятия. Экскурсии к
памятникам.
Достопримечательности нашего города.
Путешествие по карте города: как устроен город,
почему он поделен на районы.
Район, в котором мы живём. Культурные места
нашего района.

2

« Я и моя семья» (5 часов

3

Музеи Улан –Удэ (5 часов)

4

Театры Улан –Удэ (2 часа)

5

6

7

Фамилия, Имя, Отчество. Изучается
происхождение отдельных фамилий, имён,
отчеств.
Дом. Домашний адрес, название своего
микрорайона, города, области, республики,
страны.
Рассказ о своём доме.
Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно
узнать в краеведческом музее города.
Экскурсия в музей истории города.
Экскурсия в этнографический музей.
Экскурсия в музей истории Бурятии им. М.
Хангалова

Театры нашего города. Посещение театров.
Правила поведения в общественных местах.
Посещение русского драматического театра им.Н.
Бестужева.
Народные праздники (4 часа)
Сагаалган – праздник – добра
Летний праздник Сурханбаан
Фольклор – народное творчество. Знакомство и
изучение сказок, легенд, пословиц, загадок и
народных игр. Понятие традиция, традиции
своего народа.
Декоративно – прикладное Значение бурятских орнаментов.
искусство народов бурятского Народные ремесла. Декоративно-прикладное
народа (4)
искусство народа: орнаменты, одежда; быт.
. Природа и экология ( 3 часа )

Времена года. Названия месяцев, какие
природные явления происходят в каждом месяце.
Знать дни недели (рабочие, выходные,
праздничные дни).
Растительность. Растения, которые встречаются
по дороге из школы домой. Знать названия
некоторых комнатных растений, правило ухода за
комнатными растениями
Растительный и животный мир своего региона.
Наиболее типичные представители растительного
и животного мира своего региона. Вести уход за
комнатными растениями.

8

Итоги курса (1 час)

Подведение итогов курса

Использованная литература
Алагуева В. Золотая книга о бурятах.; – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография»,
2006.
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ,2004.
Верхотурова Г.А. Золотой край Бурятии. 2-е изд.– Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская
типография», 2009.
Загадки, пословицы и поговорки бурятского народа из собрания Кима Лопсоновича Малакшанова
Игнатьева Т. В.
Тоонто нютаг: Книга для учащихся. Сост. Санжадаева Г.С. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002.
Байкал-ГЕО. Межрегиональный общественно-политический журнал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83012231138

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».