ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности по бурятскому языку для 5-8 классов разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами и с учетом воспитательной программы ГБОУ РМШИ: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, (в действующей редакции); • Федеральный закон №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 (в действующей редакции); • Закон «Об образовании в Республике Бурятия» (с изменениями на 9 мая 2018 года) от 13 декабря 2013 года № 240-V; • Статья 10.2 Получение образования на родном языке из числа языков народов Российской федерации; • Методологические рекомендации Министерства и науки РБ от 28 мая 2015 года № 0216/1759 «Об организации бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях в РБ.2015-2016 гг. • Приказ Министерства образования и науки РБ от 12.01.2017 № 17 «О мерах по созданию условий для изучения и преподавания бурятского языка». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 года №712 об изменениях в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования в части разработки программ воспитания; • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2020 г. №1897»; • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189); • Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; • Приказ №632 от 22 ноября 2019 года «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования»; • Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении рекомендаций» №; • Примерная авторская программа (Авторы: С.Ц. Содномов, Б.Д. Содномова. Улан-Удэ: издательство «Бэлиг» 2016 г. УМК (Алтаргана)); • Положение о рабочей программе ГБОУ РМШИ; • Учебный план ГБОУРМШИ г. Улан-Удэ; • Воспитательная программа ГБОУ РМШИ. Общая характеристика курса внеурочной деятельности Культура каждого народа многогранна и уникальна. Каждая нация со дня своего возникновения создавала, совершенствовала свою систему воспитания. Сохранение и развитие нации связано прежде всего с сохранением и функционированием её языка, культуры и традиции. И поэтому создается потребность по-новому осмыслить пути изучения бурятского языка, заглянуть в её прошлое с тем, чтобы восстановить идеи, мысли, заложенные в содержании национальных ценностей. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребенка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина(хозяйки), мужа(жены), отца(матери). Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально- нравственного воспитания школьников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор - одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоят плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Основной целью программы является развитие способностей детей к обучению на бурятском языке, обеспечение коммуникативно- психологической адаптации школьника к языковому миру. Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, формирование у школьников личной ответственности и гордости за свой край, город. Задачи работы кружка: знакомство детей с историей и географией своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; духовно-нравственное и эстетическое воспитание, формирование активной гражданской позиции, включающей развитие ответственности за настоящее и будущее своего края. Актуальность данной программы нацелено на ознакомление обучающихся с фактами и явлениями культуры бурят, которые необходимы для полноценного общения на бурятском языке в рамках начального курса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектами, при подготовке к олимпиаде по краеведению, бурятской литературе. Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования бурятского языка в развитии индивидуальности школьника через применение личностно-ориентированного, коммуникативного и социокультурного подхода в обучении. Эти подходы учитывают интересы, потребности учащегося. Практическая значимость программы заключается в том, что занятия во внеурочное время способствуют повышения интереса к предмета и дают возможность учащимся проявить свои способности. Особенности программы Содержание данной программы рассчитано на учащихся для учащихся 5-8 классов школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, музеи, театры, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Планируемые результаты Учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии республики Бурятия, России в целом. Личностные У обучающегося будут сформированы: чувство гордости за свой город, за республику этических нормы отношений в семье, между поколениями, между людьми различных национальностей, вероисповеданий; Регулятивные Обучающийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; • адекватно воспринимать оценку учителя; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные Обучающийся научится: самостоятельно подбирать литературу по теме; работать в читальном зале библиотеки; готовить и выступать с докладами и сообщениями; работать в семейных архивах; уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; сравнивать и обобщать факты; Коммуникативные Школьники приобретут опыт социально значимого действия: самообслуживания и самоорганизации, организации совместных дел с другими учениками класса; опыт ответственности за свои поступки; нравственного взаимодействия с людьми разных поколений, национальностей, вероисповеданий; эмоционального восприятия культурных ценностей; этнокультурных традиций; участия в мероприятиях художественно-эстетической направленности; у учащихся сформируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, способность к организации социально значимой деятельности Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. В программе кружка предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии. Можно использовать на занятиях познавательные беседы, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность, коллективно-творческие дела. Ожидаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты внеурочной деятельности по бурятскому языку для учащихся 5 -8 классов: должны знать: -историю родного края, обычаи своих бабушек и дедушек, праздники своего народа. -жанровые особенности фольклорных произведений ( улигеры, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания, скороговорки) -изобразительно-выразительные средства, характерные для фольклорных произведений разных жанров бурят. должны уметь: -петь народные песни. - рассказывать сказки, легенды, предания. -ставить бурятские народные игры. -выразительно исполнять движения под музыку. -передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми. - сочинять небольшие произведения фольклорного жанра(загадки, пословицы и сказки) - точно и правильно исполнять движения в танцевальных композициях. Содержание деятельности Содержание и методика преподавания данного курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Специфика содержания курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в парке, в музее, в театре. Программа внеурочной деятельности для 5-8 классов имеет следующие 7 разделов, такие как «Мой отчий край – Республика Бурятия», « Я и моя семья», «Музеи Улан – Удэ», «Театры Улан –Удэ», «Народные праздники», «Декоративно – прикладное искусство народов бурятского народа», «Природа и экология». Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов рассчитана на 1 учебный год 34 часа. Тематическое планирование № 1 Раздел Тема занятия Мой отчий край – Республика Мой отчий край – Республика Бурятия Бурятия (10 часов) Моя м алая родина История Верхнеудинска Республика Бурятия. Символы Бурятии: флаг, герб, гимн. Улан-Удэ– столица Бурятия. Экскурсии к памятникам. Достопримечательности нашего города. Путешествие по карте города: как устроен город, почему он поделен на районы. Район, в котором мы живём. Культурные места нашего района. 2 « Я и моя семья» (5 часов 3 Музеи Улан –Удэ (5 часов) 4 Театры Улан –Удэ (2 часа) 5 6 7 Фамилия, Имя, Отчество. Изучается происхождение отдельных фамилий, имён, отчеств. Дом. Домашний адрес, название своего микрорайона, города, области, республики, страны. Рассказ о своём доме. Экскурсия в краеведческий музей. О чём можно узнать в краеведческом музее города. Экскурсия в музей истории города. Экскурсия в этнографический музей. Экскурсия в музей истории Бурятии им. М. Хангалова Театры нашего города. Посещение театров. Правила поведения в общественных местах. Посещение русского драматического театра им.Н. Бестужева. Народные праздники (4 часа) Сагаалган – праздник – добра Летний праздник Сурханбаан Фольклор – народное творчество. Знакомство и изучение сказок, легенд, пословиц, загадок и народных игр. Понятие традиция, традиции своего народа. Декоративно – прикладное Значение бурятских орнаментов. искусство народов бурятского Народные ремесла. Декоративно-прикладное народа (4) искусство народа: орнаменты, одежда; быт. . Природа и экология ( 3 часа ) Времена года. Названия месяцев, какие природные явления происходят в каждом месяце. Знать дни недели (рабочие, выходные, праздничные дни). Растительность. Растения, которые встречаются по дороге из школы домой. Знать названия некоторых комнатных растений, правило ухода за комнатными растениями Растительный и животный мир своего региона. Наиболее типичные представители растительного и животного мира своего региона. Вести уход за комнатными растениями. 8 Итоги курса (1 час) Подведение итогов курса Использованная литература Алагуева В. Золотая книга о бурятах.; – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ,2004. Верхотурова Г.А. Золотой край Бурятии. 2-е изд.– Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2009. Загадки, пословицы и поговорки бурятского народа из собрания Кима Лопсоновича Малакшанова Игнатьева Т. В. Тоонто нютаг: Книга для учащихся. Сост. Санжадаева Г.С. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002. Байкал-ГЕО. Межрегиональный общественно-политический журнал