1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования. 1.4. Задачи рабочей программы: дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. 1.5. Основными функциями рабочей программы являются: нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития; процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения; оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания 1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения. 2. Разработка рабочей программы 2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») 2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на всех уровнях образования. 2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов, с учетом рабочей программы воспитания и обеспечивает их выполнение. 2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (основное общее образование, среднее общее образование) или на класс. 2.5.Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки. 2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей. 2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование). 2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы отражаются в пояснительной записке. 3. Порядок согласования и утверждения рабочей программы. 3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать: 3.1.1. Рабочая программа по ФГОС основного общего образования; Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями; примерной образовательной программе основного общего образования; образовательной программе основного общего образования ОО; рабочей программе воспитания; федеральному перечню учебников; настоящему положению 3.1.2. Рабочая программа по ФГОС среднего общего образования; Федеральному государственному образовательному стандарту среднего образования, (2012 г) (в действующей редакции); примерной основной образовательной программе среднего общего образования; основной образовательной программе среднего общего образования ОО; рабочей программе воспитания; федеральному перечню учебников; настоящему положению общего 3.2. Рабочая программа обсуждается и принимается на заседании методического объединения. При необходимости могут быть привлечены внешние эксперты. 3.3. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, накладывается резолюция о необходимости доработки с указанием конкретного срока. 3.4. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 30 августа текущего года. При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы об обсуждении и принятии на МО, согласовании и утверждении рабочей программы. 3.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР. 4. Структура рабочей программы 4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы: 1. Титульный лист; 2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели; 3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; 4. Содержание учебного предмета, курса; 5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с учетом рабочей программы воспитания. 4.2. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы: 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 4. Содержание курса внеурочной деятельности 5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с учетом рабочей программы воспитания. 5. Требования к разделам рабочей программы. 5.1. Титульный лист Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; гриф обсуждения программы на МО с указанием даты; гриф согласования программы с указанием даты; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); ФИО педагога (полностью), квалификационная категория; класс; год составления программы. 5.2. Пояснительная записка. Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, поясняющий: 1. на основании каких нормативных документов разработана рабочая программа; 2. цели, задачи курса 3. общая характеристика предмета; 4. место данного учебного предмета в учебном плане; 5. формы организации образовательного процесса; 6. периодичность и формы текущего контроля успеваемости; 7. внесенные изменения и их обоснование(если есть такие изменения) (возможна сравнительная таблица своей и авторской программы) 5.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательной организации. В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов. личностные; метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД); предметные (ученик научится; ученик получит возможность научиться). 5.4. Содержание учебного предмета, курса Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий: перечень и название разделов и тем курса; необходимое количество часов для изучения раздела; содержание учебной темы; темы практических, лабораторных, контрольных работ (в табличном виде). 5.5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий: перечень разделов, тем, последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; в том числе контрольных, практических работ, лабораторных работ. 6. Делопроизводство 6.1. Заместитель директора осуществляет контроль за утверждением рабочих учебных программ на заседаниях методических объединений; 6.2. Администрация ОУ осуществляет систематический контроль за выполнением учебных программ, их практической части, соответствия записей в классном журнале пройденного на уроке материала учебной программе. 6.3. Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОО, второй экземпляр хранится у учителя. Приложение 1 «Обсуждено и принято на заседании МО» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. «Согласовано» заместитель директора по УВР ____ /____________/ ФИО «___» _________ 20__г «Утверждено» Директор школы _____ /____________/ ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ _____________________________________________________ Ф.И.О., категория по ____________________________________________________ предмет, класс 20______ - 20_____ учебный год Приложение 2 Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов обучающихся _____ класса: по _________________________________________ предмет Класс ______________ Учитель __________________________________________________________ Количество часов: Всего ___ час; в неделю _____ час. Контрольных уроков______, лабораторных работ _____, практических работ ______ ч.; Учебник _______________________________________________________________ название, автор, издательство, год издания № п/п урока 1 2 Итого: Наименование раздела, тема урока Кол-во часов Связь с рабочей программой воспитания